Евгения Кравченко
Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги. Сегодня я хочу представит вашему вниманию разработку конспекта по образовательной области "Речевое развитие" на тему, которая очень актуальна для будущих первоклассников - это подготовка детей к обучению грамоте. В последнее время выявляется всё больше детей с отклонениями в речевом развитии, с недостаточно развитым фонематическим слухом. Но как правило эти небольшие проблемы не очень беспокоят родителей, до тех пор, пока ребёнок не начинает учиться в школе. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, нежелание учиться, наблюдаются отклонение в поведении и резко повышается утомляемость ребёнка. Для того, чтобы этого избежать, мы, педагоги, должны помочь детям подготовится к школьному обучению ещё в дошкольном учереждении, а именно овладеть азами звуковой культуры речи. Этого можно добиться с помощью упражнений,игр,т. к. уже доказано, что в игровой форме дети легче и с удовольствием обучаются. Хочу поделиться своим опытом и надеюсь. что мой материал может кому нибудь пригодиться для практической деятельности.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.
Задачи:
Обучающие:
1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (у, (ц) и (р, делить звуки на гласные и согласные
2. Учить определять количество и порядок слов в предложении, знакомить с понятием - слог.
3. Учить замечать ритм и рифму стихотворной речи.
Развивающие:
1. Развивать фонематический слух.
2. Развивать познавательный интерес и речь.
3. Развивать внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к художественным произведениям.
2. Вызвать эмоциональный отклик детей.
3. Воспитывать умение слушать.
Методы и приёмы:
1. Наглядные – полоски длинные и короткие, рассматривание картинок, портрета поэта А. Плещеева.
2. Словесные – художественное слово, рассказ воспитателя, объяснение, беседа, хоровые и индивидуальные ответы, физминутка, словесные игры: «Доскажи словечко», «Посчитай слова и составь правильно предложение», «Послушай и узнай звук» упражнения «Определи место звука в слове», «Сосчитай звуки», «Определи, гласный или согласный звук», привлечение к самоанализу, оценка, итог.
Предварительная работа: чтение и заучивание стихотворений, чтение сказок, рассказов, краткие пересказы по рассказам Н. Н. Носова, составление рассказов по сюжетным картинам «Осень», «Прогулка», дидактические словесные игры.
Оборудование: портерет русского поэта Алексея Плещеева, магнитная доска, предметные картинки, кружки из картона красные и синие, карточки с разным количеством геометрических фигур – треуголльников, полоски из картона длинные и короткие, просты крандаши и альбомные листы, фишки.
Ход НОД:
Воспитатель: ребята, посмотрите и скажите, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (картинки, карточки с геометрическими фигурами, кружки разного цвета из математических наборов, полоски картона, листы бумаги, карандаши).
Дети высказывают свои предположения. Воспитатель следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений.
- Хорошо. Ребята, очень скоро каждый из вас пойдёт в школу, но чтобы быть умными и хорошо учится, вы прежде должны уметь правильно говорить, составлять интересные предложения. Это нужно для того, чтобы люди, с которыми вы будете общаться, вас хорошо понимали. Ведь с грамотным человеком приятно поговорить, не правда ли?
- И сегодня, мы с вами будем играть в разные интересные игры.
Игра: «Послушай и узнай звук»
Воспитатель: вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук ц, а если его там не будет, вы кладёте руки на коленки.
Слова: цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, корова, слон.
- Хорошо, а теперь слушаем звук –у. (утюг, ложка, мурка, кружка, сарафан, сумка, светлый, утро).
- И ещё один звук послушайте, это звук – р. (рот, крот, вилка, тапочки, мраморный, красивый, веник)
Воспитатель: хорошо, ребята, многие правильно выполняли задание, но я вижу, что некоторые из вас ждут ответа товарищей. Этот ответ может быть неправильным. Вы должны внимательно слушать и самостоятельно выполнять упражнение. (Между произносимыми словами воспитатель делает одинаковый интервал).
Упражнение «Сосчитай звуки».
Воспитатель: ребята, сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения
Г. Лагдзынь «Расскажи», а вы послушайте его и сосчитайте слова со звуком «р», а затем покажите мне карточку с таким же количеством геометрических фигур - треугольников. (Дети выполняют упражнение, а педагог напоминает им о том, что работать нужно самостоятельно).
Отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи».
Ты куда летишь, сорока?
Расскажи!
Нам дорогу в лес дремучий,
Покажи!
- Хорошо, молодцы, многие из вас внимательно слушали и считали звуки, а некоторым нужно ещё потренироваться. (Если дети не успели посчитать, педагог читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком «р»).
Воспитатель: ребята, а какой звук «р», как он произноситься? Давайте попробуем его произнести. (выставляет на доску картинки: рыба, река, рак. дети называют звук, «рычат», произносят звук вместе с воспитателем, затем индивидуально) .
Воспитатель: что мы с вами сейчас делали?
Дети: рычали.
Воспитатель: правильно, этот звук так и называется – рычащий. Послушайте загадку:
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.
(часы)
- сколько в тексте загадки слов со звуком «ч»? - Посчитайте и покажите карточки с фигурами. Дети аналогично считают с помощью карточек этот звук. (Если дети не успели посчитать, педагог читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком «ч»).
Воспитатель: а теперь, внимание, я буду вам читать предложения, а вы должны добавить недостающее слово. Слушайте внимательно.
Игра «Доскажи словечко».
1. Он плывет по простыне, как кораблик по волне
Он хозяйкам добрый друг, электрический (утюг)
2. Вот пришла и осень, листья пожелтели
И с прощальным криком птицы (улетели)
4 Долгожданный дан звонок - это кончился (урок)
5 Все ребята со двора малярам кричат (ура)
Воспитатель: какой звук вы услышали в начале каждого слова?
Дети: звук – у
Воспитатель: молодцы, внимательно слушали. Ребята, а вы знаете, что звуки бывают разные, они делятся на гласные и согласные? Как вы думаете, гласные звуки от согласных отличаются и чем? Вот послушайте. (произносит по очереди звуки: «у», «м», «а», «к».)
Дети: одни тянутся, другие произносятся быстро.
Воспитатель: правильно, одни поются, вот например: «У-У-У…», «А-А-А.», а звуки «к», «м» или «д» - произносятся отрывисто. Те, которые поются – они гласные, а те, которые произносятся отрывисто – согласные.
- Давайте попробуем их произнести. (На доску выставляются картинки : утка, мел, кот, дом, дети произносят звуки по очереди вместе с воспитателем и индивидуально).
Упражнение: «Определи, гласный или согласный звук»
Воспитатель: ребята, перед вами на столах лежат кружочки – красные и синие. Красные – обозначают гласные звуки, а синие – согласные. Сейчас я буду произносить слова со звуками, а вы покажите соответствующий кружок, красный или синий. (дети выполняют задание, воспитатель следит за правильностью выполнения и напоминает, что выполнять задание нужно самостоятельно).
-Хорошо, молодцы, в свободное время мы ещё с вами поиграем.
Упражнение: «Определи место звука в слове»
Воспитатель: ребята, у вас на столах лежат листы и карандаши. Сейчас каждый из вас нарисует несколько решеток из трех окошек - ячеек, чтобы заселить в них звуки «ч», «р» и «у». Я буду называть слова, а вы должны фишкой определить место звука в слове, поставить её в нужную клетку. (дети выполняют упражнение, воспитатель называет слова со знакомыми звуками: «ч», «у», «р».)
Воспитатель: час, рак, сук, луч, мяч, ручей, рот, мир. (дети, используя фишки и отмечают позицию звуков в словах, после выполнения каждого задания ребенок убирает фишку).
- Хорошо, почти все справились с заданием. В свободное время мы ещё с вами потренируемся.
Воспитатель: ребята, а что такое слог, кто может сказать?
Дети: он состоит из букв.
Воспитатель: правильно, вот, например: слово чашка начинается на «ча». - Сколько звуков вы слышите?
Дети: два.
Воспитатель: назовите эти два звука. (ответы детей).
Воспитатель: два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог «ча».
Дети: Чай, чайник, часы, чашки.
Воспитатель: а слова, начинающиеся на слог «ра»?
Дети: рама, ракушка, ракетка.
Воспитатель: а слова со слогом «му»?
Дети: муха, мурка.
Воспитатель: правильно, таких слов довольно много. (воспитатель открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог «ча», например: чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол. (Аналогично со слогами «ра», «му»).
Воспитатель: А сейчас давайте представим, что мы самолёты и полетаем.
Физминутка «Самолёты полетели».
Вот мотор включился, Вращательные движения руками
Пропеллер закрутился, перед собой
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
К облакам поднялись, Поочередное поднимание колен.
И шасси убрались.
Вот лес – мы тут. Покачивание руками, разведенными
Приготовим парашют. в стороны
Толчок, прыжок, Прыжок вверх, руки в стороны.
Летим, дружок.
Парашюты все раскрылись, Приседание, руки в стороны.
Дети мягко приземлились.
Воспитатель: хорошо, садитесь, ребята. - Скажите, а что такое предложение?
Дети: это много слов
Воспитатель: правильно, предложение - это несколько слов, связанных друг с другом.
- Посмотрите, на доске портрет русского поэта А. Плещееева. (показывает детям портрет).
- У него есть замечательное стихотворение «Внучка». Оно начинается так: «Бабушка, ты тоже маленькой была…». Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? - В нем четыре или пять слов? Давайте считать:
бабушка – раз, ты – два…и т. д. (дети считают, загибая пальцы)
Воспитатель: теперь давайте произнесём слова в строгой последовательности их друг за другом. (педагог указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер).
Паша: Бабушка.
Дети: Один
Паша: Ты.
Дети: Два. И так далее.
Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала. (играют 2-3 раза с участием других детей).
Воспитатель: ребята, посмотрите, у меня на доске одна большая полоска – это предложение, а маленькие полоски у меня на столе – это слова. Сейчас мы поиграем.
Игра: «Посчитай слова и составь правильно предложение».
Воспитатель: я назову предложение, а кто- то из вас у доски разложит его по словам, под длинной полоской.
- Иди, Слава.
Воспитатель: - Пришла золотая осень. (ребёнок считает и выкладывает количество полосок) и т. д. (ещё 2-3 ребёнка выполняют задание)
- Хорошо, а теперь поиграем по - другому.
– У тебя, Катя, слово – пришла, у Вики - золотая, у Толи – осень. (раздаёт детям полоски).
– Вам, ребята, нужно стать у доски в той последовательности, в которой произносятся слова в предложении. (игра повторяется 2-3 раза)
- Ребята, вы молодцы!
Воспитатель: а кто ни будь из вас, рассматривая книжки, замечал, что в конце предложения всегда ставится точка?
Дети: да.
Воспитатель: когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. И в конце каждого обязательно стоит точка. Если обнаружите что-то интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями, хорошо?
Дети: да.
Итог: итак, ребята, чему вы сегодня научились, что узнали нового?
Дети: учились слышать слова и звуки, познакомились со слогом, узнали, что звуки бывают гласные и согласны, познакомились с рычащим звуком «р».
Воспитатель: как вы думаете, все правильно выполняли задание, внимательно слушали? (ответы детей).
Воспитатель: ребята, у кого не всё получалось, не расстраивайтесь. Мы будем ещё с вами упражняться в играх. Я видела, что каждый из вас старался и теперь уверена, что в школу вы пойдёте умными и грамотными детьми.
- Хотите послушать полностью стихотворение А. Плещеева «Внучка»?
Дети: да. (педагог читает детям стихотворение).
Стихотворение «Внучка».
Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду также
Бабушкой и я, —
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Очень бабушку мою —
Маму мамину – люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому – башмачки.
А. Плещеева