Ирина Давудова
Изучение особенностей речевого развития дошкольников с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать
Расстройства аутистического спектра (РАС) ]представляют собой группу комплексных дезинтегративных нарушений психического развития, которые характеризуются наличием дефицитов в социальной и коммуникативной сферах, стереотипными формами поведения, узостью сферы интересов, нарушениями воображения.
Одной из часто встречающихся особенностей психического развития при расстройствах аутистического спектра у детей дошкольного возраста, является речевое развитие. Специфические особенности речевого развития детей с расстройством аутистического спектра выделяют как зарубежные (Ф. Р. Волкмар, Л. А. Вайзнер, Р. Шрамм, М. Сандберг и др., так и российские (К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, Т. И. Морозова, С. С. Морозова, Л. Г. Нуриева, др.) специалисты, работающие с людьми с РАС.
Публикация «Изучение особенностей речевого развития дошкольников с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
По мнению исследователей, в развитии многих детей с РАС, особенно в раннем и дошкольном возрасте может отмечаться как задержка речевого развития, так и качественное своеобразие речевого развития (недостаточность коммуникативной функции речи, специфика просодической стороны речи и др.). По данным Т. Питерса примерно 50% детей с диагнозом «аутизм» начинали обучение в школе не владея речью. Благодаря ранней диагностике и вмешательству их количество удалось существенно сократить, и сегодня оно составляет около 30%.
Очевидно, что хорошее владение речью как основным средством коммуникации на момент поступления в школу указывает на хороший прогноз дальнейшего развития. Более высокий уровень развития языка тесно связан с более высокими уровнями развития социальных навыков, меньшим количеством поведенческих проблем и в итоге большей личной самостоятельностью и самодостаточностью.
Речевое развитие детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра имеет значительную вариативность, от полного отсутствия речи до формально высокого уровня владения устной речью и стойкого интереса к письменной речи (раннее обучение чтению, письму или печатанию - гиперлексия).
Среди детей дошкольного возраста с РАС, владеющих речью как средством коммуникации, наиболее часто выделяют следующие особенности речевого развития (Т. И. Морозова, О. С. Никольская, С. С. Морозова, Ф. Р. Волкмар и др.)
• эхолалии (мгновенные, непосредственно следующие за высказыванием другого человека, отсроченные, используемые спустя какого-либо времени, смягченные, когда повторяется лишь часть фразы, при этом эхолалии могут являться именно формой коммуникации, когда повторение сказанного за другим человеком выражает согласие или просьбу;
• реверсия местоимений (трудности использования личных местоимений). Наиболее часто ребенок использует местоимения второго и третьего лица, говоря о себе (ты хочешь идти гулять);
• особенности просодической стороны речи (монотонная речь, необычные интонации, неумение менять громкость голоса и др.);
• трудности, связанные с использованием языка в социальных целях (сложности начала и поддержания разговора, реагирование на юмор/сарказм/иронию);
• трудности в связном повествовании и рассказывании историй (испытывают большие сложности в генерировании собственного внутреннего повествования, сложно рассказать о событиях дня и тп.)
• для некоторых детей характерен идиосинкразический язык, который представляет собой слова и фразы, имеющие для данного конкретного ребенка уникальное значение, но не используемые в сообществе.
В МКБ-11, который вступает в нашей стране в силу с 1 января 2022 года теперь отмечается наличие нарушений функционального языка у людей с РАС [3], что еще раз доказывает и то, что эти трудности характерны для людей с аутизмом, и то, что существует необходимость учета уровня владения функциональной речью ребенка с РАС для обеспечения качественной помощи. Поэтому коррекционно-развивающая работа, направленная на стимуляцию и поддержку речевого развития дошкольников с РАС является одним из важнейших направлений комплексной помощи на этом возрастном этапе.
Принято считать, что вне зависимости от уровня владения устной речью у детей с РАС больше всего страдает коммуникативная функция речи, несостоятельность в диалоге. Поэтому формирование у дошкольников с РАС навыков диалога является наиболее сложной задачей. Учет особых образовательных потребностей дошкольников с РАС приводит к необходимости изменения принятых технологий по развитию связной речи, используемых в работе с другими категориями детей с ОВЗ (например, детей с тяжелыми нарушениями речи или задержками психического развития). Именно поэтому необходим поиск новых способов, а также определение и разработка условий для формирования связной диалогической речи у дошкольников с РАС.
На втором этапе исследования была проведена оценка речевого развития дошкольников с расстройствами аутистического спектра, в котором приняли участие 14 детей старшего дошкольного возраста, имеющих рекомендации ТПМПК об обучении по адаптированным образовательным программам дошкольного образования (АООП ДО) для детей с РАС и для детей с ЗПР.
Целью этого этапа исследования явилось выявление специфики состояния речевой функции дошкольников с РАС.
При исследовании состояния речи нами были использованы следующие диагностические методики:
1. «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» О. А. Безруковой и О. Н. Каленковой. Методика является традиционно используемой для диагностики речевого развития детей дошкольного возраста. Оценка речевого проходит по следующим направлениям речевого развития: фонетика, лексика, грамматика, связная речь. Перед началом диагностики проводится предварительная беседа. Оценка успешности выполнения оценивается при помощи балльной системы. Баллы подсчитываются по каждой стороне речи отдельно, что позволяет получить не только общие показатели речевого развития, но и состояние разных составляющих для определения содержания коррекционно-развивающей работы
2. «Первичное обследование речи» С. С. Морозовой. Эта методика разработана и используется для оценки речевого развития детей с расстройством аутистического спектра. Она содержит в себе серию заданий, направленных на оценку понимания речи и исследования состояния экспрессивной стороны речи. Особое внимание уделяется особенностям речевого развития детей с РАС: понимание обращенной речи, выполнение словесных инструкций, способность выражать собственные желания и наличию самостоятельных высказываний, который ребенок озвучивает без инструкции педагога.
В ходе проведения эксперимента было выявлено, что у половины исследуемых дошкольников нарушено представление об окружающем мире, 9 из 14 детей набрали от 0 до 6 баллов, что является низким показателем у говорящих детей. Из этих дошкольников 3 - невербальные, поэтому сложно оценить уровень их представления об окружающем. У всех детей наблюдается несформированность или недостаточность лексико-грамматического строя, фонетики и связной речи. Наиболее низкие показатели дошкольники показали при исследовании грамматического строя и связной речи. Всего 2 из 14 детей показали результат, но он тоже является низким для речевого развития ребенка в этом возрасте. Уровень речевого развития 3 детей с помощью данной методики оценить не удалось, так как дети мутичны.
Так как первая методика является классической в логопедии, то она не отразила особенностей актуального состояния речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Именно поэтому нами было использовано обследование состояния речи у аутичных детей, предложенное С. С. Морозовой, в последствие, дополненное заданиями из других методик.
В ходе проведения диагностики дошкольники с РАС показали следующие особенности речевого развития: часть детей не пользуется звучащей речью в целях коммуникации, все дети испытывают трудности в понимании словесных инструкций, особенно тех, что давали вне контекста происходивших событий, в понимании качеств предметов, и действий, которые являются для них малознакомыми.
Обследование также показало присутствие эхолалий, трудности в использовании личных местоимений, использование фраз, значимых исключительно для ребенка. Помимо этого, просматривается дефицит использования речи в качестве коммуникации с другими. Дошкольники с РАС имеют серьезные трудности в выражении просьб и своих требований, в описании, назывании, комментировании каких-либо предметов и событий. Явные трудности мы отметили в формировании диалоговых навыков и умении задавать вопросы другому человеку.
У детей с расстройствами аутистического спектра в ходе обследования выделились особенности коммуникативной стороны речи. Эти трудности более серьезные, чем у других категорий детей. Дошкольники не инициируют общение, редко обращаются с вопросами к другим и за помощью, имеют трудности в диалогической речи и при описании предметов, событий, не могут составить рассказ или рассказать о том, что с ними произошло.
В ходе проведения эксперимента, направленного на изучение уровня речевого развития дошкольников с нарушениями развития нами было определено, что у дошкольников с расстройствами аутистического спектра нарушена коммуникативная сторона речи и поэтому они испытывают большие трудности при ведении диалога. Наличие данного навыка является одним из важных условий данных детей. Исходя из этого, видна необходимость разработки специальных условий проведения коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие диалогической речи у дошкольников с РАС.