Лазарева Анна
Конспект занятия по изоэкологическому воспитанию с использованием нетрадиционной техники рисования «Оттиск листьями»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:систематизировать и обобщить знания о детей о характерных признаках осени и осенних явлениях с природой, Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования –(«оттиск», «отпечаток» листьями).
Задачи:
-Расширять представление детей о лесе;
-закрепить знания о деревьях; о характерных признаках осени, изменениях в природе, расширить представление детей о поведение диких животных осенью;
- вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Осенний лес»;
Публикация «Конспект занятия по изоэкологическому воспитанию с использованием нетрадиционной техники рисования „Оттиск листьями“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Листья. Рисование отпечатками листьев, оттиск, штампинг
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Штампинг. Отпечатываем и рисуем штампиками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы, также чувство композиции, цветовосприятия;
-развивать внимание, речь, память, логическое и наглядно-образное мышление, воображение, фантазию, коммуникативность, эмоциональную сферу общения, мелкую моторику рук.
- воспитывать любовь, бережное отношение к природе, заботливое отношение к животным.
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Методы и приё мы: художественное слово, вопросы к детям, беседа, показ приёмов рисования, объяснение, напоминание, поощрение, рассматривание иллюстраций.
Оборудование занятия : аудио записи с музыкой, ноутбук, проектор, экран.
Художественный материал: гуашь,ватные палочки,зубная щетка, кисти, альбомные листы, непроливайки, сухие листики, влажные салфетки для рук.
Предварительная работа:
• Чтение стихов русских поэтов А. Н. Плещеева, А. С. Пушкина и др.
• Рассматривание репродукций А. Куинджи «Осень», С. Петров «Золотая осень», И. Грабарь «Осень. Рябины и берёзы», «Золотая осень» И. И. Левитана и др.
• Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года» «Осень»
• Наблюдение за небом, деревьями, дождем на прогулке.
• Сбор и сушка осенних листьев.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель : Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада встретиться с вами на нашем изо-экологическом занятии.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
(Дети стоят в кругу.)
Воспитатель :
Я предлагаю вам поздороваться не только со мной, но и с гостями, а так же со всем, что нас окружает.
Ритуальный момент.
Здравствуй солнце, Руки поднять над головой
Здравствуй, земля, Руки вниз
Здравствуй, небо, Руки вверх
Здравствуй, вода, Волнообразные движения руками
Здравствуй мне, Руки к груди
Здравствуй тебе, Руки вперёд
Здравствуйте всем нам, Круговые движения руками от себя
Привет! Машем одной рукой
А теперь мои друзья все вниманье на меня.
Дети, а вы любите чедеса?Тогда я приглашаю вас в лес чудес
У нас сегодня необычное занятие, мы с вами сегодня будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы будем путешествовать. Послушайте загадку.
Пришла без красок и без киссти,
И перекрасила все листья.
Дети: Осень
Воспитатель : Молодцы, правильно. Мы отправляемся в сказочный осенний лес. А теперь вокруг себя повернитесь, дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу (звучит спокойная мелодия- шум леса).
Воспитатель :
В сказке мы среди чудес
А вокруг осенний лес.
Ребята, прежде чем зайти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.
(Воспитатель предлагает рассмотреть знаки на экране - модели поведения в лесу).
Воспитатель : Ребята, это знаки разрешающие или запрещающие?
Дети: Запрещающие.
Вопитатель: Что они запрещают?
Дети: Не ломать ветки, не ловить птиц, не разводить костёр, не забирать
животных домой, не ловить бабочек, не рвать цветы, не трогать гнёзда птиц, не оставлять мусор в лесу.
Воспитатель : Молодцы, хорошо знаете правила поведения в лесу.
Ребята, а давайте подышим осенним лесным воздухом.
Дыхательное упражнение.
В: Ребята, а какое у вас стало настроение?
Д: Бодрое, веселое, радостное.
В: Ребята, вот у осени настроение бывает грустное и веселое. Настроение осени можно выразить музыкой, живописью, стихами.
Ребенок:
Вот и осень наступила,
И,скользя по воздуху,
На землю улетели!
Вот и лес стоит густой,
Качает нам всем головой,
Ветви лассково он тянет,
В гости нас зовет и манит.
Воспитатель :
Здравствуй, здравствуй, добрый лес,
Полный сказок и чудес!
Мы никого здесь не обидим
И чудеса твои увидим.
Воспитатель : Вот мы и попали в сказочный осенний лес! Посмотрите как красиво вокруг, сколько кругом разноцветных листьев! Осень - очень красивое время года. Все кругом словно золотое!
Воспитатель : И так мы уже знаем, что сейчас время года – осень, а какой месяц (Как он называется?)
Дети: ноябрь.
Воспитатель : Правильно ноябрь- последний месяц осени.
А как называют «Ноябрь» в народе («ворота зимы», то есть начинается зима.
Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь)
А скажите мне пожалуйста какие признаки осени вы знаете? (Что вы можете сказать об осени)
Дети: Листья желтеют, опадают. Птицы улетают на юг, животные готовятся к зиму. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди одеваются теплее. Осенью люди собирают урожай.
Воспитатель : Присаживайтесь на свои пенечки - стульчики давайте поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать "да" или «нет".
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Звери норки утепляют?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Воспитатель :
Лес наш
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою?.
Все открой, не утаи.
Ты же видишь мы свои.
-Ребята, а что такое лес? (много деревьев)
-А какие деревья растут в лесу? (ответы детей)
6. А вы умеете отгадывать загадки про деревья (Воспитатель показывает картинки деревьев)
У неё одёжки колки-
Всё иголки, да иголки
Звери шутят: «Дядя ёж
На неё слегка похож» (ёлка)
У меня длинней иголки
Чем у ёлки
Очень прямо я расту
В высоту
Если я не на опушке
Ветки только на макушке (сосна)
- Ель и сосна, какие деревья? (хвойные)
Клейкие почки
Зелёные листочки,
С белой корой
Стоит над горой. (береза)
Что за дерево стоит
Ветра нет а лист дрожит. (осина)
Это лиственные деревья.
Беседа (на экране слайды животных)
Все в природе взаимосвязано, все что растет и живет на земле, приносит пользу. Ребята, а скажите мне, пожалуйста, как готовятся осенью к зиме дикие животные и птицы? (Белка, медведь, заяц, ёжик).
-Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечем питаться.)
-Ребята, а зайчишку, почему не видно зимой? (Он поменял серую шубку на белую. Поэтому его не видно)
-Зачем надо было зайке менять свою шубку? (Когда выпадает снег ему легче будет спрятаться от врагов)
Дети: звери собирают запасы, меняют шубки….
Воспитатель обобщает и уточняет знания детей: Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и кормится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться – за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму, поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу. Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди.
Воспитатель : Сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть
Воспитатель : Ветерок к нам забегал и листочки разбросал, посмотрите какие они красивые, надо их собрать. (на полу листья).
Ну что, ребята принимайтесь за работу. (собирают листочки)
Воспитатель : Вижу,вы все хорошо справились с этим заданием. А скажите мне, у кого лис дуба, значит это – дубовые листья, черемуховые и т. д.
Экологическая ситуация:
Воспитатель : Про лес написано много стихов, нарисовано картин.
- Почему человек так любит лес? (ответы детей)
- Какие стихи вы знаете?
Ребенок :
Осина.
В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает
В ладошки.
Вот почему
На той неделе
Ее ладошки
Покраснели.
Ребенок :
Березка.
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
Ребенок:
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал :
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Воспитатель : Ребята, а давайте с помощью волшебства превратимся в осенние листочки. (Воспитатель раздает листья картонные цветные) и станцуем танец «Листик, листик, листопад».
Присаживайтесь, ребята. (Воспитатель замечает сундучок).
Мимо осень пролетала,
Потеряла сундучок.
На сундучке написано что нужно отгадать загадку и тогда он откроется и узнаем,что внутри.
Загадка:
Падают с ветки, золотые монетки.
Дети: Листья.
Воспитатель : Угадали! Вот и сундучок открылся.
(Воспитатель открывает сундучок, а там осенние листики)
-А каким цветом становятся листья осенью?
(красным, жёлтым, золотым, оранжевым)
Воспитатель : Ребята, а ведь многие великие художники любят писать осень в своих картинах. Обратите внимание на экран. (Дети просматривают репродукции картин И. Левитана, В. Поленова, А. И. Куинджи в форме презентации)
Ребята,многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветия. Когда в природе встречаются одновременно много красок. Так и хочется любоваться этими пейзажами. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию репродукции картин художников И. Левитана «Золотая осень» В. Поленова, А. И. Куинджи, Само название картин говорит о том, какое время года художник на ней изобразил.
Глядя на картины и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что осень – великий художник, ведь она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день.
В нашей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите на них; думаю, что вы вряд ли найдете два совершенно одинаковых, каждый листик всегда чем-то отличается от другого: величиной, формой, расцветкой.
(Дети рассматривают листья и выбирают понравившиеся.)
Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки – веточки. Листик напоминает крону дерева. В нижней части листа главная прожилка переходит в черенок – палочку, с помощью которой листики держатся на веточках. Черенок напоминает ствол.
Воспитатель : Скажите, пожалуйста, а вам бы хотелось оставить в своей памяти красоту осени?
Дети: Да, хотелось бы.
Воспитатель : Тогда подходите к столам, где есть всё необходимое для работы.
Воспитатель : Перед тем, как начать рисовать осенний пейзаж (лес) нужно размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Осенний ветер»
Ветер воет: «У-у-у,
Листья с веток оборву!»
(Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы деревьев, пальцы разведены в стороны.
Подуть на пальцы (губы округлить и слегка вытянуть вперё д: «у-у-у») и медленно пошевелить ими (ветер дует).
Ветер листики сдувает,
(Сильнее подуть на пальцы и быстрее пошевелить ими (ветер дует)
Их он по двору гоняет.
Руки лежат на столе, пальцы расслаблены. Дуя на ладони,переворачивать их, перемещая по столу (ветер уносит листья).
Я листочки подмету,
Я порядок наведу.
Кисть руки расслаблена и свободно движется по столу (метла).
Рисовать осенний пейзаж будем необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать,
Практическая часть.
Мы с вами будем художниками и нарисуем одну коллективную картину «Осенний лес»
Нам нужны не все краски, а только краски осени. Какие это краски? (Желтый, красный, оранжевый)
1. Взять любой понравившийся листик, покрыть его краской (желтой, красной и т. д.) при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это лучше на отдельном листе бумаги.
2. Окрашенной стороной положить листик на чистый альбомный лист черенком вниз и плотно прижать его к бумаге, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет нечетким, смазанным.
3. Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа.
4. Взять следующий листочек, покрасить его в другой цвет и отпечатать в другом месте композиции. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится двуцветным.
Можно повторно использовать уже окрашенный листок, нанеся на него другой цвет, тогда при смешивании разных красок может получиться необычный оттенок.
5. Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне.
Листик с дерева намажу
Снизу желтенькой я краской
Сверху я его проглажу –
Выйдет дерево, как в сказке
Так деревья рисовать –
Ничего нет проще.
Я могу наштамповать
Небольшую рощу.
Итак, ребята можно начинать. (Дети выполняют работу под музыку)
(Тихо звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» - «Осень», Вивальди «Времена Года»)
Что ещё можно нарисовать к нашему пейзажу?
Дети: можно нарисовать солнце,тучки, листочки.
Воспитатель : А также можно нарисовать ватными палочками много летящих осенних листиков, и зубной щеткой, набрав немного краски, наклонить щетку над листом и провести по ворсу. Брызги разлетятся по листу.
Итог занятия :
У нас с вами получился чудесный осенний пейзаж с красивыми деревьями. Это листики-отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать такие причудливые кроны и нарисовать такие необычные деревья.
Где мы с вами побывали? (в гостях у осеннего леса)
Чем занимались? (играл, рассматривали картины и т. д., рисовали)
Каким способам рисовали?
-Какими материалами пользовались?
Как нужно вести себя в лесу?
Понравилось вам в гостях?
Будете вы Его беречь?
Человеку нужно любить и изучать природу, относиться к ней бережно.
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
1-й ребё нок: Лес-зелёный наряд нашей земли!
2-й ребё нок: Лес - дом животных и птиц!
3-й ребё нок: Лес - наше богатство!
4-ребё нок: Лес - красота нашей природы!
Все вместе: Лес надо беречь!
А теперь, ребята, нам пора возвращаться из леса в нашу группу. «Глаза закрыли, покружились, и в нашей группе очутились