Наталья Комарова
Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — важный возрастной период в процессе становления личности ребенка, в этот период у него формируется грамотная, правильная красивая речь. Одна из проблем, с которой зачастую сталкиваются логопеды в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста, связана с общим недоразвитием речи у детей. Известно, что у детей с ОНР возникают проблемы не только с речью, но и с развитием высших психических функций: памяти, внимания и мышления. Дети с общим недоразвитием речи редко имеют уверенную координацию пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость движений, трудность усвоения двигательной программы и переключения.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нарушение речи, ОНР
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности рук. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. Многие другие ученые, изучая деятельность мозга, психику, отмечали большое стимулирующее значение функции руки. Таким образом, установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если движение пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Чаще всего ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
В свою очередь детям с общим недоразвитием речи трудно создать любой ритмический рисунок, соответственно лучше начать занятия с подготовки ритмических навыков, например, таких, как сочетания ритмической речи и движения. Как раз в таких случаях актуально использование одного из интересных методов в коррекционной работе учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи - изоритмики.
Изоритмика — один из видов логоритмической работы, направленная на развитие речи у детей — логопатов и развитию мелкой моторики. Это комплекс игровых изобразительных упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, сопровождающихся проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший (стихотворений, поговорок, чистоговорок, с помощью которых развиваются координация движений пальцев рук, речевые слух и память, вырабатывается правильный темп и ритм речи. При этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали.
Игровые упражнения на таких занятиях объединяют в себе движение пальцев рук, стихотворение и зрительную деятельность. Зрительная активность в жизни ребенка занимает важную роль. Рисование уравновешивает межполушарное взаимодействие и улучшает координацию глаз. Одновременно можно применять и уточнять такие понятия как: перед, за, после; начало, середина, конец; первый, последний, между. Эти понятия детям обычно трудно усвоить без определенной помощи. Они не могут их понять и запомнить.
Учёные доказали, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Поэтому, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекционно-педагогического воздействия. Основной принцип использо-вания данного метода в коррекционной работе учителя-логопеда — тесная взаимосвязь между умением ребенка ориентироваться на листе бумаги, координировать движения пальцев рук и проговаривать речевой материал.
Задачи метода изоритмических упражнений в работе учителя-логопеда :
- развивать, закреплять, совершенствовать умение произносить текст с разными силой голоса, высотой, в различных темпе и ритме, употреблять в речи слова из предметного, глагольного и качественного словаря, предлоги, согласовывать слова в роде, числе, падеже, координировать речь с движениями;
- развивать связную речь;
- развивать, закреплять, совершенствовать умение выполнять мелкие движения кистью, что способствует развитию координации пальцев рук, стимулирует речевые области коры головного мозга, активизирует межполушарное взаимодействие;
- развивать, закреплять, совершенствовать умение ориентироваться на вертикальной поверхности бумаги, называть цвета, геометрические формы, величины предметов;
-учить выполнять задания, способствующие подготовке руки к письму;
- повышать положительную мотивацию к занятию;
- развивать речеслуховую память, абстрактное мышление, творческое воображение.
Использование в процессе непрерывной образовательной деятельности по развитию речи игровых изоритмических упражнений даё т положительные результаты:
- у детей развивается способность замечать характерные особенности предметов;
- закрепляются знания о цвете, форме, величине;
- появляется свободная ориентировка на листе бумаги;
- подготавливается рука к письму;
- формируются произвольное внимание, речеслуховая память, творческое воображение, художественный вкус;
- развивается мелкая моторика пальцев, ритм правильного дыхания, что способствует развитию связной речи детей.
Также при использовании данного метода реализуется принцип применения здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе логопеда. Выполняя задания у мольберта, ребенок имеет возможность работать стоя (смена видов деятельности, что является профилактикой нарушений осанки, зрения.
Метод изоритмических упражнений можно использовать как на индивидуальных коррекционных занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, так и на подгрупповых. Количество строк в речевом материале, сложность изображения в изоритмических упражнениях отбирает учитель-логопед в зависимости от возраста детей, речевого заключения, индивидуальных особенностей. Метод изоритмических упражнений может быть частью занятия как основа для проведения дидактическом игры (игрового упражнения). Занятия лучше всего проводить, учитывая индивидуальные возможности малыша. Не всем детям удастся сразу повторить за взрослым, даже легкие на первый взгляд четверостишья. Поэтому одно и то же четверостишие лучше повторять несколько раз, например 2-4 раза. При этом у ребёнка одновременно развивается координация пальцев рук, что стимулирует кору головного мозга. Чтобы дети не уставали на занятиях, лучше проводить более эмоционально и быстро менять деятельность.
Изоритмические упражнения, выполняемые на коррекционных занятиях, в рамках преемственности в работе специалистов учреждения могут проводиться также на занятиях воспитателя и вне их, в частности, на прогулке. Дети с удовольствием рисуют предметы палочками на мокром песке или земле, мелом на стене, асфальте.
Для использования метода изоритмических упражнении в коррекционной работе логопеда необходимо наличие мольберта, доски (магнитной или рисовальной, разноцветных маркеров. В процессе изоритмики вы также можете использовать песочницу (пескограф) с песком или ящик с манной крупой, коллекцию миниатюрных фигурок, и т. д.
Речевой материал подготавливается и разучивается с детьми заранее. Изоритмические упражнения могут быть связаны с лексической темой недели и реализуют задачу коррекционного занятия. Также с детьми заранее могут прорабатываться упражнения на закрепление изобразительных навыков (рисование предметов разных форм и величин). Решая задачи по подготовке руки к письму, учитель-логопед формирует умения проводить линии, штриховать, точно воспроизводить предметные рисунки, регулировать размах руки и силу нажима. При выполнении изоритмических упражнении наличие обязательных изобразительных навыков, выходящих за рамки программных задач, не требуется. Нa первых этапах работы педагог может удерживать пальцы воспитанника в нужном положении при захвате маркера, выполнении изобразительных движений. Возможны рисование по шаблонам, точкам, схематическое изображение.
Для того, чтобы овладеть изоритмикой, достаточно начать с самых простых объектов, где вы сопровождаете ритмическим проговариванием каждое движение руки. Если рисунок не получается, то одно движение руки и маркерная доска снова чистая. Рисунок можно начинать снова.
Любое изоритмическое упражнение может стать частью какого – либо сюжета (домик для гномика, цветок для мамы, грибок для ёжика и т. д.).
Использование изоритмики в системе коррекционно-педагогической работы играет важную роль в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников. В частности, в формировании координации движений пальцев рук, активизации и расширении словаря, получении знаний об окружающем нас мире, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, обучении кратко и точно выражать мысли, укреплении знаний, полученных по лексическим темам, способствует развитию памяти, внимания, мышления.
Специалисты, которые используют данную технологию, становится свидетелями рождения подлинных стихотворений — историй, основанных на образах, созданных детьми.