ирина крутикова
Изобразительная деятельность как условие эмоционального развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
…Поделись улыбкою своей, и она ещё не раз к тебе вернётся…
М. Пляцковский
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать окружающую действительность. Чувства присутствуют во всех сферах жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитаются на лице, в позе, жестах, во всём поведении.
Публикация «Изобразительная деятельность как условие эмоционального развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Поведение ребёнка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем психо - физического развития и свидетельствует о благополучии его психического состояния.
Поэтому взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребёнком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств ребёнка раннего возраста : радости, нежности, сочувствия и других переживаний.
Душа ребёнка – это чистый, прозрачный родник. И именно это даёт ему переживать чувство родства и единства с миром. Маленький ребёнок не хочет, да и не может относиться к чему либо просто потребительски, как к бездушной и безгласной вещи. Всё это, несомненно, важно для воспитания личности, для воспитания гражданина.
В процессе рисования, ребё нок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над изображением ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая изображения, ребёнок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Недаром ещё Аристотель подчеркивал, что занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребёнка. Об этом же писали такие выдающиеся педагоги прошлого, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель. Занятия рисованием создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми, и важно помочь детям осуществлять такое общение. Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественная деятельность выполняет ещё и терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребёнка.
Ежедневно ребёнок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими: родителями, бабушкой, дедушкой, братьями и сёстрами. Всё что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании, т. е. во всей своей деятельности.
Таким образом, рисование имеет огромное значение для эмоционального воспитания и развития ребёнка. Когда ребёнок поймёт что посредством рисования можно выразить свои чувства, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отражения к окружающему.
В работах П. К. Анохина, Л. И. Божович, В. К. Вилюнаса, К. Изарда, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и других исследователей, занимавшихся проблемами эмоций и их развитием, эмоциональная сфера рассматривается как важнейшая система психики. Благоприятное воздействие положительных эмоций на психическое и физическое развитие ребёнка неоспоримо. У детей раннего возраста система эмоций и чувств ещё только формируется. По мнению А. В. Артёмовой, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. В. Эльконина и других именно с помощью рисования можно повысить эффективность развития эмоциональных чувств у детей раннего возраста.
А. Флерина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое устроено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картину, и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».
Вспомните, какую радость нам в детстве приносило рисование! Увы, повзрослев, мы забываем о ней. Стремление к изобразительной деятельности свойственно всем детям уже с раннего возраста. Рисование влияет на развитие ребёнка, на формирование различных сторон его личности; через рисунок он выражает свои чувства и переживания, представления о том, кто он есть и кем стремится быть, своё миропонимание.
По наблюдению многих авторов, ребёнок и изобразительное искусство связаны друг с другом едиными гармоничными взаимоотношениями, и, в известном смысле, все дети являются художниками, изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Рисование даёт огромный эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: рисование не только вызывает переживания, но и познаёт его, а через познание чувства оно ведёт к овладению им (эмоциональная отзывчивость). Кроме этого, рисование связано с радостью, поэтому заниматься рисованием особенно рекомендуется тем детям, кто испытывает эмоциональное неблагополучие, у кого есть какие-то душевные раны или неразрешённые внутренние конфликты. В рисунке ребёнок может передавать своё видение и ощущение окружающего мира, выплеснуть страхи, отрицательные эмоции или поделиться положительными. А радость повышает уверенность в своих силах и формирует позитивное отношение к жизни.
Художник, даже если это ребёнок, всегда ощущает связь со своими работами. Если он плохо относится к своему рисунку, есть основания предполагать плохое отношение и к себе. Ничего не бывает случайного в детском рисунке. При внимательном наблюдении и искреннем желании понять ребёнка можно заметить много сигналов и признаков, указывающих на его эмоциональное состояние. Следовательно, влияние рисования на развитие эмоциональных чувств детей раннего возраста очень велико. И чем раньше начать приобщать ребёнка к миру искусства, тем большее благоприятное воздействие окажет на ребёнка.
Важно постоянно пополнять внутренний мир ребёнка, обогащать его всё новыми и новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими. Вот почему так важно, прежде чем нарисовать, как можно больше увидеть, услышать, потрогать. Информация, заложенная в поэтических строчках, формирует в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы. Так же, важное место в процессе рисования занимает музыкальное сопровождение и демонстрация яркой иллюстрации. Такое комплексное воздействие зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эмоционального восприятия. Таким образом, богатая эмоциональная гамма душевных переживаний, умение удивляться, наблюдать помогает детям создавать «чудо-рисунки».
Одно из условий проявления эмоциональных чувств – организация интересной содержательной жизни ребёнка. Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывает пальчиковая живопись, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребёнок оставляет следы на листе бумаги «лучики солнца», «узоры на сарафане», «фонарики на ёлочке». При появлении яркого пятна на бумаге у малышей возникает эмоциональная удовлетворённость от своих действий. Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы; «жук», «цыплёнок», «солнышко». Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания и вновь возникают образы, понятные только ребёнку. Игры с кляксами помогают снятию эмоционального напряжения.
И, самое главное, что должно присутствовать в работе и в общении с детьми – это умение самому радоваться и удивляться. Ведь именно эмоциональный отклик взрослого («Как красиво!») выводит сознание ребёнка за пределы обыденности.