Любовь
Изобразительная деятельность как средство сенсомоторного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из наиболее эффективных средств сенсомоторного развития детей раннего возраста является изобразительная деятельность. Многими исследователями (Р. Арнхейма, А. В. Бакушинского, М. В. Гмошинской, О. Л. Ивановой, И. А. Лыковой и др.) наблюдающими за ранним обучением ребенка, отмечается следующая тенденция: рисованием ребенок начинает заниматься раньше, чем приобретает навык хождения.
Публикация «Изобразительная деятельность как средство сенсомоторного развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Выдвигается несколько теорий, пытающихся разъяснить и обосновать желание ребенка раннего возраста участвовать в изобразительной деятельности. Сторонники «моторной» теории высказывают точку зрения о том, что рисование для ребенка раннего возраста – это выражение постоянного стремления к движению, так как рисуя или действуя с пластическим материалом, ребенок избавляется от излишней энергии.
Существующая «интеллектуалистическая» теория рассматривает рисунок и лепку как отражение знаний о предметах, а не их изображение.
С точки зрения теории «комплексных переживаний» изобразительная деятельность выступает средством выражения чувств, так как ребенок изображает свое эмоциональное состояние, а не предметы.
«Подражательная» теория утверждает, что дети рисуют, лепят без природных потребностей, из желания быть похожими на взрослых и освоить действия с предметами. Ребенок, при участии взрослого, уже в младенческом возрасте впервые начинает осваивать действия с изобразительными материалами, «играть с художественным материалом», т. е. участвовать в сенсомоторных играх. Осуществляется взаимообусловленный, взаимосвязанный, взаимообратный процесс: сенсорная информация, полученная ребенком, приводит к развитию моторики, которая, в свою очередь, начинает использовать сенсорный опыт.
Сенсомоторика как взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности способствует познавательному развитию ребенка и составляет фундамент для становления разнообразных видов детской деятельности, освоению культурных
практик. Во многочисленных современных исследованиях (Л. Н. Галигузовой, А. Г. Гогоберидзе, М. Б. Зацепиной, Г. М. Ляминой, С. Ю. Мещеряковой, Е. О. Смирновой, С. Н. Теплюк, Е. А. Янушко и др.) утверждается, что именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления
представлений об окружающем мире [2]. Многочисленные научные исследования разных лет (А. Валлон, Л. С. Выготский, А. П. Ерастова, М. М. Кольцова, Н. Т. Терехова, Ж. Пиаже и др.) свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка. При прохождении стадии развития сенсомоторного интеллекта, предшествующего периоду интенсивного овладения речью, достигается координация восприятия и движения, ребенок раннего возраста взаимодействует с объектами, их перцептивными и моторными сигналами, но не со знаками, символами и схемами, репрезентирующими объект.
Поэтому, для развития сенсомоторного интеллекта ребенка раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении важно создать развивающую предметно - пространственную среду, наполненную сенсорными ощущениями и предполагающую выполнение моторных компонентов деятельности. Сенсомоторные действия, выполняемые ребенком раннего возраста в изобразительной деятельности, обладают обширными возможностями для его полноценного развития. Главной задачей сенсомоторного развития детей раннего возраста считается создание условий для совершенствования восприятия как первой ступени
непосредственного познания окружающего мира. Сенсомоторное развитие ребенка раннего возраста эффективно осуществляется в рисовании и лепке, поэтому актуальным является определение комплекса методических приемов, активизирующих развитие самостоятельности и инициативы в сенсомоторных играх детей (В. А. Силивон, Т. С. Камарова, Г. Г. Григорьева и др.). Важное значение при проведении сенсомоторных игр имеет обучение детей способам действий с предметами: наложению, прикладыванию, группировке по цвету и форме, последовательному осмотру, выполнению планомерных действий, обследованию. Сенсомоторные игры разрабатываются с учетом физиологических и психологических
особенностей развития детей раннего возраста, уровня развития их сенсомоторного интеллекта и двигательных умений. Используемые игры и игровые упражнения подбираются в соответствии с направленностью на сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Вслед за М. М. Кольцовой, мы убедились в том, что прогресс функций мозга ребенка определяется прогрессом в развитии движений. Включение в образовательный
процесс по сенсомоторному развитию детей раннего возраста упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, речи и связанных с ней высших символических функций, не только способствует познавательному развитию детей, но и перестраивает, согласно выражению Л. С. Выготского, «саму моторику», переводя её на «новый и высший этаж» и обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно решение и действовать в условиях меняющейся обстановки, благодаря чему улучшается двигательное развитие детей. Виды изобразительной деятельности позволяют ребенку раннего возраста неосознанно находить новые ассоциативные связи между предметами и их изображением,
создавать образ предмета, передать с помощью средств выразительности (линий, пятен, цвета) свое состояние, выразить собственные чувства, эмоции. Перенесенные на бумагу мазки, штрихи, линии, пятна, не передают всего смысла, переживаемого ребенком о предмете или явлении окружающего мира, однако указывают на желание поделиться «увиденной» и «понятой» информацией, накопленной на основе чувственного познания. Сенсорный опыт является опорной базой для построения зрительных образов у ребенка, и зрительный образ формируется полнее и изображается более детально, если зрительные впечатления подкрепляются двигательным и осязательным опытом. Поэтому в работе с детьми раннего возраста важно уделять внимание изобразительным видам деятельности, стимулирующим кинестетический канал восприятия. Для выявления у воспитанников особенностей сенсомоторного развития может
использоваться разработанный на кафедре развития дошкольного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО и апробированный в дошкольных образовательных учреждениях Челябинской области инструментарий педагогического мониторинга. Под педагогическим инструментарием мы понимаем совокупность инструментов (средств, которыми владеет
педагог, осуществляющий образовательный процесс в группе детей раннего возраста.
Определения педагогического инструментария варьируются: от более общих (совокупность форм, методов, приемов и средств и т. д.) к более узким (комплекс различных приемов и средств). С нашей точки зрения, при проведении диагностики следует говорить о педагогическом инструменте, а не об инструментарии в целом, включающем в себя совокупность инструментов. Относительно выявления особенностей сенсомоторного развития детей раннего возраста в изобразительной деятельности ценно не сиюминутное изучение, а продолжительный процесс наблюдения и фиксации значимых фактов. Нами выделены показатели сенсомоторного развития ребенка раннего возраста в изобразительной деятельности, позволяющие определить когнитивные результаты:
- ребенок проявляет интерес к рассматриванию предметов окружающего мира;
- ребенок понимает, что из пластилина можно лепить разные предметы;
- понимает, что кисточкой, гелевыми или восковыми мелками, можно рисовать;
- понимает, как правильно держать гелевый, восковой мелок;
- действует гелевым и восковым мелком, подражая взрослому;
- понимает, как использовать технику «принта» ладошками, пальчиками, штампом;
- понимает, что материалы отличаются по цвету;
- понимает, что для изображения предметов необходимо подобрать
соответствующий цвет;
- понимает, что можно наклеить изображение предмета из геометрических форм на фон в аппликации;
- понимает, что нужно правильно разложить части аппликации перед
наклеиванием;
- понимает, что для наклеивания готовых форм нужно правильно пользоваться клеем.
Показатели, позволяющие определить деятельностные результаты сенсомоторного развития ребенка раннего возраста в изобразительной деятельности :
- ребенок использует пластический материал по назначению,
- выполняет некоторые технические приемы: отщипывает материал, прижимает детали, раскатывает цилиндрическую, скатывает шарообразную форму с помощью взрослого;
- проявляет активность в экспериментировании с материалами;
- ребенок наклеивает с помощью взрослого готовые элементы в аппликации;
- составляет изображение предмета из двух, трех геометрических форм;
- использует технику «принта» в рисования ладошками, пальчиками, кистью, штампом;
- изображает штрихи, точки, линии в разных направлениях, зигзаги, ломаные, мотки, спирали; - замыкает линию в округлую форму;
- рисует «каракули», ищет содержание образа в «каракулях»;
- ритмично заполняет всю площадь листа штрихами, мазками;
- ребенок «читает» свой рисунок;
- обыгрывает свой рисунок, лепку;
- пытается самостоятельно что-либо нарисовать;
- пытается повторить изображение;
- ребенок выбирает цвет, соответствующий признакам предмета, явления;
- ребенок пытается назвать предметы, которые нарисовал, вылепил.
Показатели, позволяющие определить мотивационно – ценностные результаты сенсомоторного развития ребенка раннего возраста в изобразительной деятельности :
- ребенок замечает красивые предметы в окружающей среде;
- выражает интерес к получению яркого следа на бумаге;
- радуется узнаванию предмета взрослыми на своем рисунке;
- проявляет интерес к познавательным действиям с изобразительными материалами и инструментами;
- испытывает радость от использования пластического материала разного цвета;
- получает удовольствие от наклеивания готовых форм на фон в аппликации;
- испытывает потребность в доброжелательном отношении к себе в совместной изобразительной деятельности;
- проявляет интерес к сенсомоторным играм с изобразительными материалами;
- проявляет интерес к сотворчеству со взрослыми;
- стремится подражать действиям взрослых.
Литература:
1. Иванова, О. Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка/ О. Л. Иванова, И. И. Васильева. – СПб: Речь; Образовательные проекты; М. : Сфера, 2010. – 92 с.
2. Смирнова Е. О. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста/ Е. О. Смирнова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова - М: Мозаика-Синтез, 2008. - 164 c.