Елена Ямщикова
Развитие мелкой моторики руки как средство развития речи детей младшей разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего возраста (от 2 до 3лет).
Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Публикация «Развитие мелкой моторики руки как средство развития речи детей младшей разновозрастной группы» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Поэтому целью своей работы считаю: развитие мелкой моторики у детей младшего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Для реализации цели определила следующие задачи:
• Развивать тактильную чувствительность рук детей.
• Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей
• Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
Для решения задач использую следующие средства :
• Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь. Рука даё т много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности. Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
• Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.
• Пальчиковые игры и упражнения стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи, способствуют развитию речи, творческой деятельности.
• Игры и упражнения с мячом:
способствуют развитию кистей рук, мелкой моторики, освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка
• Игры (дидактические, театрализованные, "театр в руке", сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.
• Шнуровки
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи ;
- развивают творческие способности.
- развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи.
-способствуют выработке навыков самообслуживания,
-развитию усидчивости и внимания.
• Игры с конструкторами, мозаика, вкладышами
- развивается мелкая моторика,
-мышление,
- произвольное внимание,
- формируется речь
• Игры с песком
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные приемы :
Пальчиковая гимнастика
Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)
Сминание пальцами комочков из бумаги;
Перебирание и сортировка круп и семян (рис, горох, фасоль и др.)
Застегивание пуговиц, молний, крючков;
Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн"
Изготовление бус из разноцветных скрепок,
Чудесный мешочек
Для более эффективной работы по развитию мелкой моторике рук группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики. Некоторые пособия были сделаны руками воспитателей.
Мы постарались создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовали в игре, то в первую очередь, были созданы все условия для игровой деятельности.
Дидактический стол,с помощью которого мы развивали сенсорику и мелкую моторику, расположен вдоль стены, где свободно можно подойти к любому пособию.
Также для наиболее эффективного развития мелкой моторики, мы оборудовали специальные полочки, на которых имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические «Шнуровки», «Пазлы», «Выложи узор», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое). Содержание этой полочки меняется.
Для изодеятельности оборудована уголок. Он расположен таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые изоматериалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью.
Развивающую среду нашей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики.
В группе имеется материал для манипуляции с предметами, который также способствует развитию мелкой моторики.
Упражнения с ними разнообразны :
1. Застегивание и расстегивание пуговиц.
2. Шнуровка, завязывание бантиков.
3. Нанизывание бус на леску.
4. Мозаика, конструкторы.
5. Счетные палочки.
6. Цветные скрепки.
В группе имеется большой выбор настольных игр.
Мы собрали в группе фабричные образцы, придумали и сделали самодельные.
Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде всего, должны думать о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы,
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности.
В формировании навыков мелкой моторики помогают проводимые занятия по лепке. Работа с пластилином хорошо развивает мелкую моторику, укрепляет мускулатуру пальцев, вырабатывает точность движения руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Очень нравится детям пластилинография, когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка.
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. Всячески поощряю желание детей рисовать в свободное время и меня не смущают детские каракули, ведь в рисунке ребенок отражает окружающий мир, дает волю воображению. И что не менее важно, орудуя карандашом и бумагой, развивает двигательные навыки руки. Рисуем на песке, используя старые фломастеры, на крупе пальчиками.
Все виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль за движением руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.
На занятиях обязательно включаю физкультминутки,как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности. Физкультминутки провожу в сочетании движений с речью детей. Для детей младшего возраста, проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были занятия с использованием бумаги. Мы ее мяли, рвали, разглаживали – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.
Применение крупе (гороху, фасоли, манке, гречке и т. д.) мы нашли не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику.
Использование упражнений, игр, занятий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей.
Работа с родителями.
Для более успешной работы по развитию мелкой моторики руки необходимо привлекать родителей.
Индивидуальные беседы с родителями позволили определить, что в семье не всегда уделяется должное внимание развитию мелкой моторики пальцев рук у своего малыша. А уровень знаний и умений большинства из родителей в данной области невысок.
Работа с родителями была ориентирована не только на формирование у них позитивного отношения к проводимой работе, но и на их активное участие.
Проводились консультации по теме.
Для родителей в раздевалке оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики, рекомендации и описание упражнений по развитию мелкой моторики : комплекс артикуляционной гимнастики, описание упражнений для пальцев, рекомендации по организации развивающей среды дома. Здесь же родителям даны советы относительно заданий, выполнение которых служит прекрасным средством развития детей : можно помочь маме на кухне (перебрать горох, рис, лепить пельмени, потрудиться на дачном участке (прополка грядок, сбор ягод, уборка территории).
Заключение.
Работа по развитию мелкой моторики рук у детей с младшего возраста только начата и говорить о каких-то определённых результатах еще рано. Но наблюдая за детьми во время проведения пальчиковой гимнастики, рисования или лепки можно отметить улучшение общей координации движений и рук детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети получают удовольствие, что видно по их эмоциональному настрою.