Наталья Пухова
Изменение содержания (условий) рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС до. Трудности и пути решения
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенствование основной общеобразовательной программы,
как средство повышения качества образования.
Изменение содержания (условий) рабочей программы
в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Трудности и пути решения.
В течение ряда лет дошкольные образовательные учреждения живут в условиях модернизации и инноваций. В настоящее время инновационный процесс, в связи с введением в практику дошкольных учреждений Федерального государственного стандарта, приобретает особый статус. Впервые в истории дошкольное образование становится полноценным уровнем системы образования Российской Федерации. В связи с этим освоение педагогами новых целевых ориентаций воспитательно-образовательного процесса, развитие и преобразование профессиональной компетентности педагогических работников становятся необходимым условием деятельности дошкольных организаций.
Публикация «Изменение содержания (условий) рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО, Трудности и пути решения» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Сейчас основная тема - это реализация или введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений. Перед нами встает очень много вопросов: почему этот документ появился, как он создавался, что изменится (лось) в нашей работе с введением ФГОС ДО.
ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать, он вступил в силу 01.01.2014 года.
Для того чтобы повысить уровень знаний в реализации ФГОС ДО, и в дальнейшем самостоятельно разрабатывать рабочую программу : мы прошли курсы повышения квалификации "Актуальные проблемы дошкольного образования (в соответствии с ФГОС) (72 часа) ФГБОУ ВПО "УрГПУ" г. Екатеринбург; ознакомились с нормативно-правовыми документами; с методической литературой; с интернет-ресурсами и т. д.
По выражению самого А. Асмолова «Стандарт ДО - это не стандартный стандарт». Он очень сильно отличается от всех остальных Стандартов, потому что имеет свою специфику дошкольного детства. И говорит нам о том, что дошкольное детство отличается от других уровней тем, что ребёнок может развиваться в своём собственном темпе. Ребёнок никому ничего не должен.
В ФГОС главное не результат, а условия. Условия - это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Для того чтобы создать определенные условия мы учитываем характеристики особенности развития детей (экономические, климатические, демографические, культурно-исторические) и интересы своей группы. Если они созданы - Стандарт реализован. Для детей в дошкольный период главное не получение багажа знаний, а становление фундаментальных человеческих способностей - общительности, инициативности. Такие способности могут развиваться только в процессе самостоятельной деятельности. Поэтому стандарт предусматривает в первую очередь предоставление выбора деятельности: игры, конструирование, общение. Мы должны стимулировать детей к саморазвитию.
По ФГОС - Программа утверждается организацией самостоятельно в соответствии с настоящим стандартом и с учётом примерных программ. Обеспечивается вариативность образовательных программ с учетом потребности общества.
Чего мы ждем от стандарта: обеспечения безопасности, толерантного отношения со стороны родителей, снижение документооборота, больше доступных образовательных программ, обучение счету и письму должно быть в школе, желание обучаться (самореализовываться).
При совершенствовании ООП ДОУ произошли изменения содержания и в рабочей программе в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Функцией рабочей программы является : нормативный документ, обязательным для исполнения; целеполагания - программа определяет цели и задачи реализации образовательных областей; процессуальная - определяет логическую последовательность усвоения содержания дошкольного образования, организационные формы, методы, условия и средства; аналитическая - выявляет уровни усвоения содержания дошкольного образования, критерии оценки развития воспитанников.
При разработке рабочей программы мы заметили изменения в содержании и структуре ее написания, испытали некоторые трудности. Прежде всего, программу изучили и сравнили с программой ФГТ.
Изучив содержание ФГОС ДО пришли к выводу, что все - таки более подробнее и четче она прописана.
В планируемых результатов по ФГТ мы проводили мониторинг по качествам ребенка три раза в год, затем перешли на целевые ориентиры, где дети не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями. В Стандарте четко прописано, что развитие ребенка не является объектом измерения и оценки и не нужен специальный инструментарий, а лишь педагогическое наблюдение. Что приводит нас в заблуждение, т. к. нет четкого понимания того, что должны мы требовать от ребенка в определенный момент его развития.
Произошло переосмысление содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования, если раньше мы, считали, что это дети только с ОВЗ (дети, имеющие как правило, соматические заболевания (т. е. те заболевания, которые ставит педиатр в детской поликлинике, то сейчас в данный статус входят дети с нарушением речи, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
Работа с родителями т. ж. актуальна в настоящее время. В программе мы прописываем, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Основываясь на вышесказанное, мы можем разработать план взаимодействия с родителями по их запросам основываясь на ФГОС ДО, при этом: сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей, нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка, способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада, привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка, повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей и др.
Больше дается возможности вариативной части использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. Обязательная часть Программы занимает 60%, а вариативная – 40%, но в раннем возрасте обязательная часть составляет 80%, а вариативная 20%. Таким образом, работа по составлению вариативной части Программы, на наш взгляд, требует большой углублённой и длительной работы всего педагогического коллектива.
В рабочей программе по ФГОС ДО появился адаптационный раздел, где очень удобно и понятно все расписано от организации адаптационного периода (взаимодействие с родителями, постепенное привыкания ребенка к условиям детского сада, проведение игр, развивающая предметно-пространственная среда, до основания критерий для наблюдения за ребенком в период организации адаптации.
С введением в действие ФГОС, кардинально изменилась модель организации образовательного процесса. На смену учебной модели пришла комплексно-тематическая модель (начало положено с введением ФГТ, через адекватные возрасту формы и виды детской деятельности. Перечисленные в циклограммах формы работы можем «наполнять» любым интересным содержанием, необходимыми и интересными темами. В зависимости от обстоятельств можем вносить изменения ( например: проведение праздников, досугов, поездок с родителями). Последовательность игр, упражнений может меняться в течение дня. Нам педагогам, это очень удобно, т. к. при составлении циклограмм мы можем спокойно работать и не выполнять лишнюю бумажную работу, (не составлять перспективное планирование в полном объеме, а прописывать его кратко. На курсах ИРО дали примерную таблицу написания планирования деятельности детей на день).
В модулях образовательной деятельности определились разделы: основные цели и задачи; принципы; основные направления работы детей в дошкольной организации; интеграция; основные пути и средства решения задач; задачи воспитания и обучения части, формируемой участниками образовательных отношений; содержание и средства реализации части, формируемой участниками образовательных отношений (содержание); средства, педагогические методы, формы работы с детьми; формы и средства развития сферы детей дошкольного возраста в условиях организации совместной деятельности со взрослыми и другими детьми, самостоятельной свободной деятельности; методы и средства развития; формирование интереса. В области «физическое развитие» появилась задача о физической подготовке дошкольника с 6-8 лет «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Опять же стандарт ДО противоречит сам себе, говоря о том, что мы не требуем от ребенка ничего.
Т. ж. изменилось требование к оформлению рабочей программы.
Положительным моментом для нас является, то, что Стандарты вернули в детство игру. Ту самую, познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир; осуществляется преемственность ступеней образования «ДОО - школа»; к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке. Поэтому сегодня система дошкольного образования работает в режиме инноваций. И сегодня перед нами воспитателями стоит нелегкая задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства, нам нужно научиться перестраивать модель воспитательно- образовательного процесса - не дети для нас, а мы для детей.
На ряду со всеми положительными моментами в ходе введения ФГОС ДО при написании рабочей программы были выявлены проблемы, которые предстояло решить в ходе реализации: нужно было понять и принять Стандарт («следом за ФГТ», снизить уровень тревожности, осознать и принять свои профессиональные умения, формировать потребность в профессиональном росте.
Таким образом, мы пришли к выводу, качество понимается как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах, способствующее самостоятельному решению ребёнком жизненных задач, адекватных возрасту.
Введение стандартов дошкольного образования вопрос непростой. Всё новое всегда пугает. Но меняемся мы, меняется время, меняется ребёнок, следовательно, необходимо не только изменить отношение к нему, но и самим нам педагогам, так, же родителям и всем, кто окружает малыша.
Апробация всего нового - дело трудное, мы хотим пожелать всем педагогам терпения, креативности и оптимизма, смотреть на свою работу с новой точки зрения и обрести уверенность в собственных силах по воплощению нового ФГОС ДО, гарантирующей успех маленьким россиянам.