Ирина Петрюк
Как строить общение с детьми в соответствии с требованиями ФГОС????
▼ Скачать + Заказать документы
Введение ФГОС в дошкольном возрасте – актуально на сегодняшний день как никогда. В чём же состоит задача воспитателя, исходя из современных требований, во взаимодействии с детьми? Как строить общение с ребёнком, чтобы он не пропускал мимо ушей то, что ему говорит взрослый? Главное - научить малыша мыслить самому, уметь находить ответы на свои вопросы через практическую, поисковую деятельность. Мы привыкли на вопрос ребёнка зачастую давать сразу правильный ответ, не предлагая ему самому найти его, тем самым не развивая его познавательный интерес.
Публикация «Как строить общение с детьми в соответствии с требованиями ФГОС???» размещена в разделах
Исходя из стандартов, структура образовательной ситуации (с учётом деятельного подхода) состоит из трё х этапов:
- мотивация;
- целеполагание;
- решенрие задачи;
- рефлексия
Рассмотрим, например, такой пример. Проходит беседа.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему ёжик носит на иголках яблоки?
Дети выдвигают различные гипотезы:
- «Ему удобно носить яблоки»;
- «Чтобы больше унести»;
- «В лапках неудобно носить»;
- «Чтобы накормить ежат» и др.
Воспитатель, предварительно подготовив методматериал в виде иллюстраций, художественной литературы, ТСО использует его при проведении дискуссии с детьми, проверяя каждую версию и подводит детей к тому, что ёжик, оказывается, не ест яблоки, а они ему нужны для того, чтобы их сок, выделяемый при накалывании на иголки, очищал сами иголки от грязи. Что мы в результате видим. Да, именно педагог дал правильный ответ на вопрос, но при этом дети работали, мыслили, дисскутировали, предлагали свои варианты ответов, рассматривали иллюстрации, слушали чтение литературы. Ответ для них был, конечно, неожидан, но интерес и необычен и, в тоже время, познавателен. И я уверена, что, придя домой, малыш взахлёб будет рассказывать родителям об услышанном и увиденном, о том, как в результате предположений нашли правильный ответ. И как он будет горд, когда мама или папа на этот вопрос не будут знать ответ, а он такой маленький, а уже знает!
Или, например, детям задать такой вопрос: «Откуда берутся снежинки?» Опять же выдвигаются детьми различные гипотезы :
- «Снежная королева посыпает»;
- «Ветер с севера принёс»;
- «Дед Мороз из мешка сыпет» и др.
Хорошо бы этот вопрос задать на прогулке в снежный день. Очень удачно и понятно для понимания детям в ответе на поставленный вопрос будет использование такой сказки: «Жила-была капелька. Там, где она родилась, было тепло, но капелька не любила солнышко и пряталась от него в тени. А однажды она так устала, что не заметила, как заснула. А когда проснулась, оказалось, что солнышко уже переместилось на небе и во всю пригревало травинку, на которой она притаилась. Жаркие солнечные лучи согрели капельку, и она превратилась в пар. Стала легкой, как воздух, и невидимой, как он, и вместе с ветром умчалась в небо. Туда же попали и другие капельки, не успевшие спрятаться от солнца. Собрались они вместе, и получилось облако. Ветер, который ни секунды не сидит без дела, погнал облако по небу и гнал его до тех пор, пока оно не слилось с другими облаками. Так появилась туча. Стала она такой тяжелой, что не выдержала и рассыпалась на миллион мелких капелек. Понеслись они вниз, но по дороге замерзли и превратились в снежинки. Так капелька снова вернулась на землю, но уже в виде снежинки, потому что ветер пригнал тучу в ту сторону, где уже наступила зима». Тут же можно провести эксперимент, чтобы проверить, как снежинка может превратиться в капельку, для чего детям предложить в волшебников. Сказав магические слова, подышать на снежинку и проследить за волшебными превращениями. Можно так же рассказать детям, что снежинки очень маленькие и лёгкие и поэтому они летают, но если их слепить в снежный ком, их соединяется очень много и ком становится тяжёлее по мере увеличение. Всё это можно также сделать с детьми, подув на летящие снежинки, а затем слепить снежные комы разной величины.
Подводя итог, можно сказать, что только через познавательные действия самих детей, их познавательную активность у них будет накапливаться положительный учебно-познавательный опыт, познавательные потребности