Вера Анисимова
Изготовление крупных атрибутов как средство воспитания у дошкольников интереса к музыкально-ритмической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: передача концептуальной и практической сторон собственной системы работы по использованию крупных атрибутов в работе по формированию у дошкольников умений музыкально-ритмической деятельности.
Задачи:
- популяризация идеи использования крупных атрибутов в работе по формированию у дошкольников умений музыкально-ритмической деятельности;
- мотивация участников мастер-класса к поставленной проблеме повышения эффективности работы по формированию у дошкольников умений выразительного исполнения танцевальных движений;
Публикация «Изготовление крупных атрибутов как средство воспитания у дошкольников интереса к музыкально-ритмической деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Крупы. Поделки из круп
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- обеспечить условия для развития профессиональных способностей и творческого роста педагогов через передачу опыта использования крупных атрибутов в работе по формированию у дошкольников умений музыкально-ритмической деятельности.
Оборудование и материалы: ватманы по количеству участников, клей, кисти, гуашевые краски, резинка бельевая 10 см, ножницы.
Ход:
1. Презентация педагогического опыта:
Потенциал дошкольного возраста уникален, это важный этап развития и воспитания личности. В этот период дошкольник воспринимает действительность особенно эмоционально, искренне выражая чувство восхищения красотой окружающего мира. Ребенок с первых дней жизни тянется к яркому, привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам.
Работая с детьми дошкольного возраста, я отметила, что детям довольно трудно даётся выполнение танцевальных движений в танцах: они еще не достаточно хорошо владеют своим телом, в движениях зачастую отсутствует плавность, гибкость. В то же время бесспорным фактом является то, что использование атрибутов (шаров, лент, листочков и т. д.) вызывает у детей живой интерес, желание активно действовать с ними.
Однажды, готовясь к очередному утреннику, я на просторах интернета увидела танец с использованием крупных атрибутов в виде цветов, надетых на руку. При этом было заметно, что дети не только с удовольствием выполняют движения под музыку, но они как будто исполняли роль цветов: их движения были плавными, нежными.
Я предположила, что именно использование таких крупных атрибутов в постановке танца повлияло на качество выполнения движений детьми. Мы совместно с воспитателями решили поставить подобный танец для показа на утреннике. Для этого изготовили крупные цветы – подснежники. Технологию изготовления атрибутов разработали сами, так как никаких инструкций по этому поводу в интернете не было.
Результатом такого эксперимента остались довольны все – и дети, которым очень понравилось «превращаться» в подснежник, и воспитатели, которые украсили праздничный концерт прекрасным танцем, и родители, получившие чудесный подарок от своих малышей. А главное, я заметила, что движения детей в ходе постановки танца непроизвольно становились более плавными и выразительными, дошкольники стали лучше владеть собственным телом, лучше координировать движения, проявлять гибкость. Все это, по моему мнению, объясняется тем, что наиболее эффективным средством образовательного воздействия в дошкольном возрасте является игра, а дети, получая в руки крупный цветок, как бы принимали на себя игровой образ и выражали его характерные особенности в процессе музыкально-ритмической деятельности с использованием атрибутов. Так, они показывали, как цветочек появился на свет, как он был рад солнышку, как его листочки трепетали на ветру и т. д.
Также педагогами было отмечено, что использование крупных цветов повлияло на синхронность выполнения детьми танцевальных движений. Это связано с тем, что за крупными атрибутами детям легче следить, чем за мелкими. Они яркие, заметные, запоминающиеся.
2. Представление системы работы:
Первый успешный опыт использования крупных атрибутов в танцах подтолкнул меня к созданию системы работы по воспитанию у дошкольников интереса к музыкально-ритмической деятельности и развитию выразительности танцевальных движений. Мною были разработаны несколько танцев, которые готовились специально для праздничных сезонных мероприятий (звезды для праздника в честь Дня матери, снежинки для новогоднего утренника, и подснежники для праздника, посвященного Международному женскому дню). Данные танцы ставились в группах старшего дошкольного возраста. Атрибуты изготавливались мною совместно с воспитателями, при помощи родителей.
Постановку танцев с крупными атрибутами строила в несколько этапов:
1) Слушание музыкального произведения, на основе которого будет поставлен танец, представление игрового образа на основе наглядных материалов;
2) Ознакомление детей со способами действия с крупными атрибутами: «вживание» в игровой образ, освоение основных движений, импровизация под музыку;
3) Постановка танца с выполнением синхронных движений под музыку.
(рассматривание выставки атрибутов, обсуждение техники их изготовления).
3. Имитационная игра:
Сейчас я предлагаю вам вместе со мной побыть детьми и вместе со мной поставить небольшой танец.
Послушайте, пожалуйста, музыкальное произведение и скажите, какие образы возникают перед вами, когда звучит эта мелодия (слушание фортепианной пьесы К. Дебюсси «Снег танцует» из цикла «Детский уголок», ответы участников мастер-класса).
Я предлагаю вам рассмотреть картинки и выбрать из них те, которые могут проиллюстрировать эту музыку (из набора картинок участники мастер-класса выбирают походящие и обосновывают свой ответ).
Многие из вас сказали, что эта музыка напоминает о зиме, о тихо падающих снежинках. Я предлагаю вам тоже стать маленькими снежинками, которые кружатся и танцуют на зимнем ветре.
Здесь я приготовила для вас вот такие огромные снежинки. Они на палочках, будто зонтики. Как вы думаете, что с ними можно делать? (поднимать кверху, кружиться, крутить, покачивать из стороны в сторону и т. д.)
Сейчас я предлагаю вам выполнить любые движения с этими цветами под музыку (импровизационное упражнение на тему «Снежинки», педагог танцует вместе с участниками мастер-класса, показывая возможные способы действия с атрибутом).
А теперь я предлагаю вам станцевать всем вместе, выполняя движения вместе со мной под музыку (постановка танца: педагог показывает движения, участники мастер-класса повторяют их).
4. Моделирование:
Сейчас я предлагаю вам самостоятельно изготовить атрибуты для танца «Подснежники» и опробовать их на практике под музыку.
Изготовление атрибутов:
1) Вырезать по шаблону две цветочные розетки диаметром 40 см и два круга диаметром 8 см;
2) Склеить между собой две цветочные розетки таким образом, чтобы все лепестки были видны (т. е. со смещением);
3) Раскрасить середину цветка голубой гуашью мазками от центра к краям не более, чем на одну треть от общего размера цветка;
4) Раскрасить один круг желтой гуашью (сердцевина цветка);
5) Наклеить сердцевину на цветочную розетку, в центр;
6) С тыльной стороны цветка приклеить неокрашенный круг, заложив под него края резинки так, чтобы можно было продеть под неё ладонь.
Возьмите подснежник, наденьте его на руку так, чтобы цветок как бы рос на вашей ладошке, а рука была бы его стебельком, который мог бы поднять цветок высоко, к солнцу. Давайте сейчас так и сделаем: поднимем цветок высоко, покажем его солнышку, покачаем головками цветов, как будто весенний ветерок дует на нас. А сейчас наши цветочки задрожат от холода, будто солнышко спряталось, и подул холодный ветер.
А сейчас я предлагаю вам выполнить любые движения с этими цветами под музыку (импровизационное упражнение под музыку «Апрель. Подснежник» (цикл «Времена года» П. И. Чайковского).
(Педагог танцует вместе с участниками мастер-класса, показывая возможные способы действия с цветком).
Теперь я предлагаю вам станцевать всем вместе, выполняя движения вместе со мной под музыку (постановка танца: педагог показывает движения, участники мастер-класса повторяют их).
5. Рефлексия.
Я предлагаю вам отразить свои впечатления от проведенного мастер-класса. Для этого нужно выбрать смайл того цвета, который отразит ваши впечатления от сегодняшней нашей встречи.
Зеленый: «Мне понравилось! Буду применять технологию изготовления крупных атрибутов для танцев в своей работе».
Жёлтый: «Было трудновато. Буду ли применять технологию изготовления крупных атрибутов для танцев в своей работе – не уверен».
Красный: «Не интересно. Применять технологию изготовления крупных атрибутов для танцев в своей работе не буду».