Папки-передвижки

Из опыта работы учителя-логопеда «Добрые сказки»

Оксана Пентегова
Из опыта работы учителя-логопеда «Добрые сказки»
▼ Скачать + Заказать документы

Доброе слово лучше сладкого пирога.

Ласковое слово – что весенний день.

Ласковое слово многих прельщает.

(Пословицы и поговорки)

Тот, кто работал с дошкольниками, хорошо знает, как нелегко приходится педагогу в первые месяцы обучения детей. Дети чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной. Как заставить ребенка слушать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно ли надолго удержать в ребенке чувство радостного удивления перед занятием? Думаю, что да. Но для этого занятие должно превратиться в мир красок, звуков, фантазии, света, сказки.

Публикация «Из опыта работы учителя-логопеда „Добрые сказки“» размещена в разделах

Постепенно я научилась не бояться быть доброй и ласковой, отказалась от занудного морализирования, употребления постоянных частичек «не» : не бегай, не прыгай, не вертись, не разговаривай! Стала задавать себе вопрос: а не слишком ли мы строги и бескомпромиссны в своей авторитарности? Форсируем дисциплину любой ценой, не анализируем причины кажущегося непослушания детей, вступая с ними в нескончаемую борьбу — «кто кого». А не лучше ли попытаться как можно веселее, не повышая голоса, перехитрить этих маленьких упрямцев с помощью ласки, уместной шутки, сказки, не пресекать, а трансформировать шалости детей, переключая их в нужное русло?

Постоянная озабоченность педагога правильностью ответов, коррекцией недостатков произношения, как это ни парадоксально, снижает эффективность работы. Часто вопросно-ответная форма, как это ни странно, отвлекает детей от самого предмета занятия – рассказа, сказки, от мысли, которая в них заложена. Кем является педагог на занятии? Толкователем слов, интерпретатором текста? Что преобладает на занятии: помощь в восприятии смыслового содержания текста или контроль над его пониманием? Когда, в какой момент можно пожалеть героя сказки, понегодовать, погрустить? Где чудо сказки, волшебство чтения? Оно может остаться невостребованным, если не будет доброго рассказчика, который расскажет так, чтобы дети могли понять на доступном им языке. Постепенно я пришла к выводу, что словарная работа, контроль понимания отдельных слов, частей текста и многое другое – это образовательная, коррекционная составляющая часть работы. И нельзя допускать, чтобы воспитание слушателя, сопереживающего слушаемому, погасло в этой коррекционной работе и не нашло отклик в душе ребенка, не задело его эмоций.

Как отрегулировать эти моменты, достичь желаемого результата?

Дети всегда запомнят лучше то, что интересно.

Очень любят дошкольники слушать сказки.

Сказки - это поистине сокровищница русской народной речи и народной мудрости. В сказках очень легко передать выразительность образа, они легко запоминаются. Эти маленькие поэтические произведения, полные ярких образов, построены нередко на прекрасных созвучиях и рифмах. Это — явление и языка, и искусств, приобщение к которому очень важно уже с малых лет. Это как «живая вода» для малышей, ибо народное искусство и вправду похоже на чудотворную сказочную воду. Оно приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, учит ценить в жизни честность и справедливость.

Справедливость, чуткость, милосердие, сострадание – это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. Чуткость и Милосердие – понятия емкие.

Быть чутким – значит уважать чувства других людей, всегда думать о том, как твои поступки скажутся на окружающих, это значит не быть равнодушным, поступать так, чтобы хорошо было и тебе, и другим. Чуткость – компонент милосердия. А милосердие человек отдает, ничего не прося взамен, видя в этом смысл жизни, основу спасения.

В наше время, когда мы наблюдаем некоторый дефицит этих качеств важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребенок будет взрослеть, и жизнь поставит перед ним отнюдь не легкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли помогать бедным, престарелым, родным, друзьям? Отзовется ли по-доброму его душа на нужды и беды общества?

Каким же способом помочь ребенку видеть в нем все лучшее, как воспитать в нем такие качества, как чуткость, милосердие, сострадание? На плечи педагога ложится большая задача: развить и воспитать в душе ребенка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос бездумным, равнодушным человеком. Как добиться, чтобы родной язык, чтобы родное слово вошло в духовную жизнь наших детей, стало средством познания истины? Переживание красоты слова немыслимо без фантазии, без личного участия детей в творчестве, имя которому – сказка.

Сказки предназначены для детства. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы и с миром человеческих взаимоотношений. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, такие как честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно – следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Всеми своим поэтическими средствами сказка наставляет ребенка, показывает ему, что хорошо и что плохо, учит различать добро и зло, верить в справедливость. И делается это просто, без всякой навязчивости и морализирования.

Сказочные ситуации и конфликты вполне доступны пониманию ребенка и глубоко задевают их чувства: злая мачеха ругает ни в чем не повинную падчерицу, старшие братья несправедливо обижают младшего, сваливают на него самую трудную и опасную работ; злая Баба-яга хочет съесть Иванушку.

Но в судьбы действующих лиц сказки вмешиваются добрые волшебные силы – зло наказывается, справедливость торжествует. В непременном утверждении правды, добра, красоты, в разоблачении зла и состоит огромная нравственно – эстетическая сила сказки.

Язык сказки доступен ребенку. Самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности – ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Детям надо пережить борьбу зла и добра, понять, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки, его выгнала лиса. Ребенку тоже грустно, ему жаль зайку. Петух прогнал лису – радости зайца нет конца. В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась, зарезвилась и братца унесли гуси – лебеди (“Гуси – лебеди”). Братец Иванушка не послушал сестры – напился водицы из козьего копытца и стал козленочком (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Таким образом, значение сказок в воспитании чувств у ребенка велико. Сказка – источник детского мышления, а мысль младшего школьника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать чувства, в число которых входит добро и милосердие.

Постепенно, я пришла к выводу, что дети с большим интересом воспринимают также рассказывание или чтение детских рассказов, басен, сказок и былей прекрасного русского писателя Л. Н. Толстого («Лев и собачка», «Котенок», «Птичка», «Был у Пети и Миши конь», «Два товарища» и др., а также произведений, включенных в буквари и книги для детского чтения (басен, былей, таких как «Конь и бык», «Разоренное гнездо», «Солнце и мама», «Находка», «Собака и тень», «Муравей и голубка») и стихотворений русских поэтов (А. Н. Плещеева: «Мать», «Приголубьте сироток!» и др,).

Именно эти прекрасные литературные произведения помогают малышам откликаться на доброту и радость, формируют у них такие качества, как сопереживание, сочувствие чужому горю, беде.

Мне кажется, что работая с детьми, педагог в большей степени должен быть добрым рассказчиком, сказочником, а не «контролером знаний». Нужно стремиться научить и наших детей быть открытыми и внимательными к окружающим, и нам самим быть готовыми помочь и поддержать, искренне радоваться чужим победам – быть доброжелательными. Хорошие, добрые желания живут в сердце того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям.

Используемая литература:

1. Дефектология №3, 1995.

2. Детям о доброжелательности : сб/сост. А. В. Велько. -Минск: Белорусская Православная Церковь, 2013

3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/03/18/vospitanie-dobroty-i-miloserdiya-cherez-skazku

4.

Публикации по теме:

Анализ работы учителя-логопеда за 2018–2019 учебный год Анализ работы учителя - логопеда Силаевой Н. М. за 2018-2019 учебный год. Цель : создание благоприятных условий для развития речи, обучения,.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Годовой план работы учителя-логопеда ДОУ на 2019–2020 учебный год Цель: формирования общей культуры личности детей, формирования предпосылок учебной деятельности, исправление недостатков в речевом развитии.

Годовой план работы учителя-логопеда на 2019–2020 учебный год Цель работы: своевременное выявление и преодоление проблем в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Дифференциальная.

Из опыта работы учителя-логопеда Моей знакомой девочке Алисе исполнилось два года. Это сообразительный, умный ребенок, только говорить «не хочет», но очень любит клеить,.

Из опыта работы учителя-логопеда по применению метода биоэнергопластики в ДОУ С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Поскольку учитель-логопед не может охватить коррекционной работой.

Перспективный план работы учителя-логопеда на среднюю группу Пояснительная записка В настоящее время в группе 13детей с диагнозом Тяжелое нарушение речи Общее недоразвитие речи I - II уровня речевого.

План работы учителя-логопеда на консультативном пункте Сентябрь. Индивидуальное консультирование. Диагностика уровня речевого развития детей. Цель: познакомить родителей с особенностями речевого.

Система работы по подготовке к обучению грамоте учителя — логопеда в ДОУ Цель. Обучение детей грамоте в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения. Задачи: Фонетика. 1. Развивать у детей.

Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» Изменяющиеся условия воспитательно-образовательной деятельности, диктуют необходимость использовать в работе новые средства обучения, развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы учителя-логопеда «Добрые сказки»
Опубликовано: 4 ноября 2019 в 20:42
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы учителя-логопеда «Добрые сказки»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Пентегова (УИ 2079027) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД