Татьяна Павловна Решетникова
Из опыта работы тьютора в ДОУ с ребенком с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
«Из опыта работы тьютора в ДОУ с ребенком с РАС».
Автор: Решетникова Т. П.
Я работаю тьютором в комбинированной группе для детей 4-5 лет. Её посещают 24 ребенка, из них 1 ребенок с диагнозом – расстройство аутистического спектра. Аутизм (от греческого – сам)- это крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в собственный мир ощущений и переживаний. Этот ребенок отличается от других детей. Он не такой как обычные дети, он не лучше и не хуже, он особенный ребенок, он другой…
Публикация «Из опыта работы тьютора в ДОУ с ребенком с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа тьютера. Тьюторство
- Темочки
Когда Олег пришёл в группу, то наблюдалась следующая картина: мальчик был отвлечен от всего, его не интересовало, чем были заняты другие дети, не интересовали игры, в которые они играют. Сложно было привлечь его внимание к игре и другим видам деятельности. Ребенок оставался ко всему равнодушным, предпочитал уединение и самостоятельные занятия пересыпание мелких игрушек, ходил кругами и махал руками перед собой, издавая непонятные лепетания.
Перед нами встала задача - как до него достучаться, чтобы он хотя бы немножко приоткрыл дверь в свой мир, чтобы заметил других детей, заинтересовался их деятельностью. Учитывая особенности ребенка, мы должны помочь ему приспособиться к этому миру. Жизнь группы детского сада - это постоянное взаимодействие и общение детей и взрослых: это режимные моменты - прогулка, приём пищи и т. д. ; образовательная и иные виды деятельности. Мы понимали, что для выполнения этих задач требуется дополнительное внимание к ребенку. Отсюда то и возникла необходимость в сопровождении ребёнка тьютором.
Тьютор – это наставник, который сопровождает ребенка в процессе освоения им новой деятельности и организует условия для складывания и реализации индивидуальной, образовательной траектории ребёнка. Он организует процесс так, чтобы ребенок усвоил принятую в детском саду программу, не нарушив развитие остальных детей. Согласитесь, воспитателю группы, в которой занимается 24 ребенка, сложно обеспечить такому воспитаннику индивидуальный подход. Тьютор, в данной ситуации, являлся основным, если не самым необходимым специалистом, который обеспечивает успех в реализации инклюзивного образования.
От психолога, логопеда, дефектолога я получаю конкретные инструкции, каким навыкам и какими методами обучать ребёнка.
Я ежедневно помогаю Олегу приспособиться к социальным правилам, распорядку дня. Учу детей с пониманием относиться к особенностям ребенка. Помогаю воспитателю в работе с «особенным» воспитанником.
Далее я хотела бы рассказать, как проходит день тьютора группе. Начинается он с приёма ребёнка в детский сад. Я выясняю у родителей состояние здоровья мальчика, в каком он сегодня настроении. Далее для создания атмосферы доверия и общности в группе мы проводим утренний ритуал приветствия. Дети собираются в круг и проговаривают потешку. В начале проводится для детей всей группы, затем каждый ребё нок подходит к Олегу и говорит: «Привет, Олег!». Если Олег пришёл в хорошем расположении духа, он протягивает руку. И это уже большой успех!
Во время завтрака я нахожусь рядом. Вообще ребенок очень избирателен в еде. Учу пользоваться столовыми приборами. Культуре приема пищи.
Затем начинается непосредственно образовательная деятельность. Дети с аутизмом очень часто быстро устают как физически, так и психологически. Олегу необходим свой ритм работы, частые смены одной деятельности на другую. Когда мальчик устаёт работать со всеми, то мы уходим на индивидуальные занятия или в уголок уединения. Там занимаемся артикуляционными упражнениями, пальчиковой зарядкой, играем в дидактические игры, выполняем рекомендации специалистов, и т. д.
В перерывах между образовательной деятельностью дети организуют игры. Если Олег не включается в эти игры, то я привлекает его к общению со сверстниками. Наши дети относятся к Олегу спокойно, доброжелательно, проявляют терпение.
После образовательной деятельности мы все вместе собираемся на прогулку. Олегу требуется физическая помощь в осуществлении навыков самообслуживания. Я беру его руки в свои и показываю, как нужно делать. Такой телесный контакт снижает уровень тревожности мальчика. Для успешного выполнения действия должны быть чётко спланированы. Ребёнок должен быть уверенным в том, что делать сначала, какой следующий порядок деятельности, как завершить. Для этого у нас висят пооперационные карточки, на которых в виде рисунков и символов обозначены все действия по порядку. Например, на шкафу висит схема «Как собраться на прогулку». Такие схемы есть во всех помещениях группы.
Прогулка так же не обходится без сопровождения тьютора. Любимая игра мальчика «Игра с песком». В зимнее время постройки из снега. Ребёнок любит исследовать площадки других групп, в этом случае присутствие тьютора рядом с ребенком жизненно необходимо.
Когда за мальчиком приходит мама, я делюсь с ней успехами, достижениями сегодняшнего дня или рассказываю о возникших проблемах.
Я считаю, что при правильно организованной работе тьютора, взаимодействие здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. У детей с нормой развития не будет в будущем барьеров в общении с детьми, у которых есть отклонения в развитии, а «особые» дети учатся социализироваться в обществе.