Елена Ивановна Гуцул
Из опыта работы «Современные методы оздоровления в качестве преодоления речевых нарушений»
▼ Скачать + Заказать документы
В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие речи и психомоторных функций. Речевое развитие ребенка тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка.
В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Наибольший процент детей, составляющий логопедические группы, имеет общее недоразвитие речи. У таких детей отмечается значительное нарушение всех компонентов речевой системы : они имеют бедный словарный запас, в самостоятельной речи отмечается большое количество грамматических ошибок, связная речь не развита, фонетическое оформление отстает от возрастной нормы. А так же, у детей с ОНР недостаточно сформированы основные двигательные умения и навыки, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание.
Публикация «Из опыта работы „Современные методы оздоровления в качестве преодоления речевых нарушений“» размещена в разделах
Существенные нарушения в фонетико-фонематическом, лексико-
грамматическом строе речи и моторной функции детей служат серьезным
препятствием для овладения ими программы дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.
На сегодняшний день помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания многие логопеды используют такой эффективный метод преодоления речевых нарушений как логопедическая ритмика.
Логопедическая ритмика — это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой, средствами движения, музыки и речи. Логопедическая ритмика является частью лечебной ритмики, и базируется на использовании связи слова, музыки и движения.
Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
Логоритмика- это прежде всего комплексная методика, включающая в себя и средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, одно из средств оздоровления речи.
Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные, воспитательные, коррекционные.
К оздоровительным задачам относятся : укрепление костно-мышечного аппарата
развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, формирование правильного дыхания, формирование чувства равновесия.
Образовательные задачи это: знакомство с разнообразными движениями, формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений, способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, развитие ловкости, переключаемости, координации движений.
Воспитательные задачи включают воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи, воспитание положительных личностных качеств у дошкольников.
К коррекционным задачам я отношу: преодоление основного речевого нарушения; развитие дыхания, голоса, артикуляции, фонематического слуха, просодических компонентов; развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т. д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной, познавательной и др.
Работая с детьми с ОНР я использую следующие двигательно-речевые средства логопедической ритмики:
Упражнения на развитие речевого дыхания.
«Задуй свечку»
Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось.
«Лопнула шина»
Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг – «шину». На выдохе дети произносят медленно звук ш-ш-ш. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
«Накачать шину»
Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук с-с-с. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
«Намотай клубочек»
Дети вращают одна вокруг другой руки перед грудью и в это время длительно пропевают гласный звук - как будто наматывают на клубок длинную звуковую ниточку. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее.
Нравится детям пускать мыльные пузыри.
Упражнения на развитие голоса.
«Маляр»
Дети красят забор и водят рукой вверх – вниз, и вместе с рукой меняются их голоса, они звучат то высоко, то низко.
«Уложи куклу спать»
«Звуковая зарядка»
Продемонстрируйте ребенку, как нужно после короткого глубокого вдоха поднять руки вверх, пропевая звук А, затем развести руки в стороны, пропевая звук У, и, наконец, опустить их вниз, пропевая звук И.
Сила голоса воспитывается при произнесении гласных звуков более громким или более тихим голосом.
«Лесенка».
Я иду наверх (голос постепенно повышается)
Я шагаю вниз (голос постепенно понижается).
«Домики».
Речь сочетается с движением:
У медведя дом большой, Поднять руки вверх, говорить басом.
А у зайца маленький. Присесть, руки опустить вниз, говорить
высоким голосом.
Мишка наш пошёл домой, Идти в перевалочку, говорить басом.
Поскакал и заинька. Прыгать и говорить высоким голосом.
Упражнения на развитие артикуляции и дикции.
«Трубочка» - максимально вытянуть губы вперед. Одновременно с этим произносится звук «у».
«Улыбочка» - необходимо растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая их.
«Конфетка» - надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.
«Маятник» - необходимо высунуть язык. Тянуться им то вправо, то влево.
«Эхо» - тренировка заключается в повторении ребенком отдельных звуков, слогов. Часто занятие проводят в игровой форме. Педагог читает стихотворение, ребёнок повторяет конечные слоги каждой строчки.
Упражнения на развитие чувства ритма.
«Мы потопаем (похлопаем) немножко»
Дети стоят в шеренге. Педагог демонстрирует детям движения: топает правой ногой, топает левой ногой, а потом делает три шага на месте. После этого, движения ногами выполняются детьми одновременно с педагогом. И, наконец, дети показывают эти движения самостоятельно (по памяти).
Упражнения по формированию фонематического восприятия.
«Комары и жуки»
Дети делятся на две группы. Первая группа детей изображает комариков, а вторая – жуков. Первая группа, услышав звук З, «летает» по залу до тех пор, пока не прозвучит звук Ж – тогда комарики замирают, а «летать» начинают «жуки». Смена звуковых команд должна повториться несколько раз.
«Лишний звук (слог)»
Педагог произносит цепочку звуков (слогов) и просит детей найти в ней слог, отличающийся от остальных. Дети прослушивают всю цепочку слогов, а при её повторении хлопают в ладоши, услышав лишний слог. Например: ТА-ТА-ТА-НА. Дети хлопают в тот момент, когда звучит лишний слог НА.
Упражнения на развитие координации движений и речи.
Подвижное упражнение «Дождик»
Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.
Капля два, Прыжок на носочках, руки на поясе.
Очень медленно сперва. 4 прыжка на носочках, руки на поясе.
А потом, потом, потом 8 прыжков на носочках, руки на поясе.
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом.
Упражнения на развитие речевого слуха и внимания.
«Птицы»
Дети свободно стоят по всему залу. По сигналу – «Птицы летают» дети свободно двигаются по залу, имитируя полет птиц. По сигналу «Птицы прилетели в свои гнезда» дети останавливаются, выбирая свободное место в зале.
Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машины, трамвай, дождь).
«Где звенит?»
Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
«Осенние листья»
1, 2, 3, 4, 5, Сжимают и разжимают кулаки.
Будем листья собирать.
Листья берёзы, Загибают пальцы поочерёдно,
Листья рябины, начиная с большого.
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет соберём. «Шагают» по столу средним и
указательным пальцами.
«Покатай между ладошками»
Под спокойную музыку дети катают между ладонями граненый карандаш (движение ладоней вперед-назад) или грецкий орех (движения по кругу). Важно не прекратить движение и не выронить карандаш, орех из рук.
«Кто быстрее»
Двое детей под энергичную музыку перекладывают из одной емкости в другую мелкие предметы. Побеждает тот, кто первым выполнит задание.
Массаж Су - Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(надеваем кольцо Су Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо Су Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел
(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец).
Упражнения на коррекцию звукопроизношения.
В данных упражнениях на основе музыкально-звуковой и жестовой символики ребенок не только выполняет действия, но и сам озвучивает их, четко проговаривая звуки.
«Ручеёк»
Дети под спокойную музыку идут цепочкой, взявшись за руки за педагогом, изображая ручеек, и поют песенку водички – «с-с-с».
Упражнения, направленные на расширение словарного запаса.
«Из каких частей?»
Педагог спрашивает: «Из каких частей состоит стул?» Дети перечисляют. Вопросы могут быть о частях тела животных, рыбы, из чего состоит дом, цветок, шкаф, грузовая машина. Игра может быть проведена с мячом, с хлопками.
Упражнения, направленные на формирование грамматического строя.
«Один-много»
Педагог называет предмет в единственном числе, например, «стол», а ребенок повторяет его во множественном - «столы».
«Скажи ласково»
Педагог называет большой предмет, например, «яблоко», а дети маленький «яблочко».
Неотъемлемой частью занятий логоритмики являются коммуникативные игры и танцы. Большая их часть основана на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает ребятам радостные и положительные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, нормализует микроклимат в детском коллективе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать застенчивых, малоактивных детей. При отборе игр обязательно учитывается то, чтобы их правила были доступны и понятны дошкольникам. В коммуникативных играх и танцах не оценивается качество исполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце- игре.
Таким образом, я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы с речью. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом. Регулярные занятия логоритмикой развивают не только двигательные умения детей, но и их познавательные способности, способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.