Светлана Медведева
Мастер-класс «Коррекционный час — одна из форм работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю вашему вниманию мастер-класс по теме : «Коррекционный час-одна из форм работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ».
Слайд 2. Давайте вспомним основные направления коррекционной работы воспитателя в логопедической группе:
Коррекционный час
Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Коррекционная работа вне занятий и другие.
Публикация «Мастер-класс „Коррекционный час — одна из форм работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах
Слайд 3. Одной из форм взаимодействия логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР, ФФНР является проведение воспитателем в вечернее время коррекционного часа (логопедического часа, или вечернего занятия воспитателя по заданию логопеда). Целесообразность коррекционного часа продиктована необходимостью закрепления или отработки трудно-поддающихся коррекции звеньев речи ребенка. При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ОНР и ФФНР у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, при проведении коррекционного часа тесно связаны с задачами логопеда.
Слайд 4. Совместная коррекционная работа предусматривает решение следующих задач:
Логопед формирует первичные речевые навыки у детей
Воспитатель закрепляет сформированные первичные речевые навыки у детей.
Слайд 5. Основными задачами коррекционного часа являются :
развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики, отработка артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;
закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков; автоматизация навыков дифференциации звуков;
работа по закреплению правильной слоговой структуры слова и его звуконаполняемости;
закрепление, уточнение и активизация лексического материала по изучаемой лексической теме;
закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;
формирование диалогической и монологической форм связной речи;
закрепление навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
подготовка детей к письму, формирование графических навыков;
развитие памяти, внимания, мышления.
Слайд 6. Примерная структура коррекционного часа :
1. Организация (психогимнастика, подвижная игра, пальчиковая игра и т. д.)
2. Фронтальная работа (артикуляционная гимнастика, игра на развитие фонематического слуха, игра на развитие лексико-грамматического строя или связной речи)
3. Индивидуальная работа
С отдельным ребенком или подгруппой детей со сходным нарушением звукопроизношения, проводятся игры или упражнения по закреплению указанного логопедом звука. В течение одного логочаса берутся от 3 до 7 детей.
Остальные дети занимаются настольно-печатными играми, играми на мелкую моторику.
Воспитатель должен организовать коррекционный час так, чтобы каждый ребенок выбрал занятие по душе, а взрослый смог эффективно использовать это время для коррекции речевых недостатков.
Слайд 7. Примерный хронометраж коррекционного часа.
Психогимнастика / пальчиковая игра (2 мин.).
Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).
Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (2 мин.).
Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук) (4 мин).
Физкультминутка (2мин.).
Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой анализ и синтез) (5 мин.).
Повторение лексико-грамматических упражнений ( например: согласование числительного с существительным — «5 книг», изменение
окончаний в падежных конструкциях - «Нет чего? - Встали, подошли к чему? -к столу и т. д.» (5 мин.).
Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.).
Индивидуальная работа (5 мин.)
Слайд 8. Коррекционный час проводится воспитателем 5 раз в неделю, после тихого часа и полдника. Планирование коррекционного часа осуществляют и логопед, и воспитатель в специальной тетради.
Слайд 9. Тетрадь делится на 2 части: подгрупповая работа и индивидуальная работа. Количество заданий логопеда для фронтальной работы зависит от предполагаемого объема работы над данным заданием. Например, логопед может запланировать несколько дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий или одно задание на формирование связной речи (составление рассказа, описания, пересказа). Целесообразно планировать на коррекционный час задания, вызвавшие наибольшие затруднения у детей на фронтальных логопедических занятиях, с целью детального и глубокого их изучения.
Слайд 10. Индивидуальные задания логопед планирует для закрепления правильного звукопроизношения, дифференциации звуков, правильной слоговой структуры слова, развития артикуляционной моторики, отработки лексико- грамматических категорий и связной речи. То есть, задания для индивидуальной работы направлены на устранение недостатков речевого развития, характерных именно для конкретного ребенка. Для фронтальных заданий воспитатель может использовать различные методы и приемы по обогащению, уточнению и активизации словаря по изучаемой, совместно с логопедом лексической теме. Формирование связной речи можно проводить в форме различных игр (настольно-печатных, дидактических, игр-драматизаций).
Слайд 11. Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать громко, чтко, медленно и добиваться того же от ребенка. Кроме картинок для закрепления фонетической стороны речи, в лого-уголке должны находиться предметные и сюжетные картинки на каждую лексическую тему, изучаемую в учебном году, а также картинки на отработку лексико- грамматических категорий у детей данного возраста. Как любое занятие, коррекционный час проводится по строго определенным, для каждого возраста детей временным параметрам и не должен превышать 30 мин. Необходимо использовать различного рода динамические паузы во время проведения коррекционного часа, упражнения на координацию речи с движением. Эти виды упражнений не планируются специально, но обязательно проводятся, выбираются по желанию воспитателя или детей.
Слайд 12. На коррекционный час можно не брать фронтальную артикуляционную гимнастику, если воспитателю удалось в течение дня провести ее от 3 до 5 раз, в комплексе с дыхательной, голосовой и пальчиковой. При организации коррекционного часа у дошкольников лучше всего использовать комплексно-игровой метод. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Легче усваивается материал в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы.
Слайд 13 О чем должен помнить воспитатель логопедической группы?
Для того чтобы индивидуальная работа не была формальной, а приносила бы определенные положительные результаты и являлась надежным подспорьем в общей коррекционной работе, воспитателю необходимо четко знать, ЧТО и КАК требовать от ребенка.
Слайд 14. Работая по тетради взаимодействия с логопедом, воспитатель не только четко выполняет конкретные задания, но и творчески преобразует их, внося добавления в ход игр, наполняя собственным материалом.
Для этого воспитатель должен иметь дополнительный дидактический материал, наглядные пособия, игры по всем разделам развития речи.
Слайд 15. На заключительной стадии коррекционного часа подводятся итоги, т. е. определяется результативность. Очень важно, чтобы в заключительном «аккорде» занятия прозвучала положительная оценка и уверенность, что завтра получится ещё лучше. После проведения коррекционного часа, воспитатель в тетради пишет краткий учет работы, отмечает, кому из детей и что не удалось, у кого задание хорошо получилось.
Слайд 16. Итак, воспитатель закрепляет навыки правильной речи, формированием которых занят, прежде всего, логопед. Воспитатель же начинает работу по уточнению и расширению словаря детей и продолжает е, совместно с логопедом, тем самым, обеспечивая необходимую базу для эффективной логопедической работы.
Педагогам логопедической группы следует помнить, что для успешной коррекционной работы необходима согласованность в действиях логопеда и воспитателя. Воспитатель не должен действовать в разрез с тем, что спланировал логопед.
Вывод: Для осуществления успешной речевой коррекции важны системность и последовательность в работе, а также правильное понимание воспитателем общей проблемы и личная его заинтересованность в осуществлении совместной коррекционной работы.
Сдайд 17
Спасибо за внимание!
Список литературы
1. Агранович З. Е., Сборник домашних заданий в помощь логопедам и ро- дителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
2. Бойкова С. В. Развитие лексико-грамматических структур у дошкольни- ков с ОНР : (Из опыта работы). //Логопед в детском саду. 2006.
3. Гаркуша Ю. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи. // Дефектология. 1995. – №1.
4. Коррекция нарушений речи у дошкольников : Часть I. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под редакцией Л. С. Секо- вец. – М. : АРКТИ, 2005.
5. Курдвановская Н. В. «Планирование работы логопеда с детьми 5–7 лет», – М. : ТЦ Сфера, 2006.
6. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Обучение и воспитание детей с общим не- доразвитием речи. / Логопедия: Учебник для студентов дефектологических фа- культетов пед. высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3 изд., пепераб. и дополненное. – М. : Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2003