Ирина Решетова
Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически.
Публикация «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи детей. Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений. Хорошим помощником в этой работе может стать театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность в коррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применение этого искусства в свободной символической форме. Её основные функции:
- катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);
- регулятивная (снятие нервно-психологического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
-коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного поведения, самооценки).
Основные направления коррекционной работы в театрально-игровой деятельности :
1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности : развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
В рамках коррекционной работы с дошкольниками широко применяются логосказки.
Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов. Основная идея логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Выделяют несколько видов логосказок:
1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
3. Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука автоматизация, дифференциация звуков).
4. Лексико - грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по биоэнергопластике
7. Сказки для неговорящих детей
Для постановки сказок в своей работе я использую различные виды театров : пальчиковый, настольный, куклы-БИБАБО.
Артикуляционные сказки.
Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение продолжительного промежутка времени быстро надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. В артикуляционной сказке обязательно присутствуют и специальные упражнения на тренировку дыхания.
Пальчиковые логопедические сказки.
Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять значение содержания сказок, развивать речь и образное мышление. Играя с детьми в пальчиковые игры, необходимо обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.
Особое место среди пальчиковых сказок занимают сказки при работе с Су – Джок шариком, использование сказочного сюжета помогает сделать занятие интереснее, познавательнее, но и добиться поставленных целей: развить мелкую моторику руки, активную и пассивную речь и т. д.
Фонетические сказки.
Основной задачей фонетических сказок является работа над изолированным произношением звука, автоматизация звука в слогах, в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных, предложениях и спонтанной речи. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя задания. Игра превращает работу в увлекательное путешествие. Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок учиться произносить трудный звук.
Лексико – грамматические сказки.
Использование лексико – грамматических сказок помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.
Игра: «Где прячется Маша?» ( По сказке: «Маша и медведь») способствует активизации словаря по теме «Мебель», помогает детям правильно употреблять (понимать) простые предлоги. По сказке «Репка» можно отрабатывать употребление предлогов ЗА и ПЕРЕД. Чтение и пересказ русской народной сказки «Заяц - хваста» поможет ребенку освоить образование существительных с помощью суффикса –ищ.
Сказки, способствующие формированию связной речи.
Помимо авторских и русских народных сказок используются сказки, сочиненные логопедом, воспитателем и созданные вместе с детьми. Особое внимание в работе уделяется обучению составлению сюжетных рассказов, придумыванию сказок, сказочных историй.
Приемы сказкотерапии при формировании связной речи:
- Изменение конца сказки. Детям предлагается известная сказка, в которой надо изменить окончание по своему усмотрению.
- Продолжение известной сказки, когда детям предлагается придумать «А что случилось дальше?»
- Сравнение одних и тех же героев из разных сказок. Например, волк в сказках «Волк и семеро козлят» и «Иван царевич и Серый Волк» - в первом случае волк – злобное животное, во втором – верный и надежный помощник, друг.
-Включение в сказку героя из другой сказки. Например, что произошло бы, если бы на помощь зайцу пришел ёж.
- Рассказывание сказки от лица одного из персонажей.
6. Сказки по биоэнергопластике
Биоэнергопластика – это одновременное выполнение артикуляционной гимнастики и упражнений пальчиковой гимнастики. Детям очень нравится выполнять гимнастику со сказочными героями Чупом и Чупсом. Использование на занятии перчаток особо интересно детям.
7. Сказки для неговорящих детей.
Сказки для неговорящих детей – это презентации, на основе хорошо известных детям сказок – «Репка», «Колобок» и т. д. Дети с помощью взрослого выполняют упражнения пальчиковой гимнастики и звукоподражают. Это способствует активизации активной и пассивной речи.
Таким образом, в логопедии с помощью сказочных сюжетов можно решать любые коррекционные задачи:
- совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;
- лексико-грамматический строй речи;
- развивать связную речь;
- мелкую и общую моторику;
-все психические процессы (воображение, восприятие, внимание, мышление, память);
-создавать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую сотрудничеству логопеда, воспитателя с детьми.