Лариса Горшкова
Опыт работы «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека : музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Публикация «Опыт работы „Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Идеальным способом решения данной проблемы стало элементарное музицирование - система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом и адаптированная как технология Т. Э. Тютюнниковой.
Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.
Цель – привить навыки творческого музицирования.
Задачи по реализации цели:
• Развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умению фантазировать
• Воспитывать у детей веру в свои силы, в свои творческие способности
• Развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию
• Развитие импровизационного обращения детей со знакомым материалом и умения использовать его по-своему
• Создание предпосылок к формированию творческого мышления, воображения.
Элементарное музицирование я использую как вовремя непрерывной образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей, причем действие организую как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров - детей и педагога. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности.
Приёмы, используемые в работе :
- побуждения,
- предложения,
- совместного поиска,
- наблюдения,
- помощи.
Обучаясь игре на инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений (дети четче воспроизводят ритм).
Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Работа проводится организованно и последовательно, применяю разнообразные методы:
• Словесный (рассказ, объяснение).
• Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком).
• Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми).
• Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах).
• Самостоятельная музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя).
Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития чувства ритма, развития музыкальных и творческих способностей у детей.
Муз. рук. : Прошу внимания!
Прошу вашего дружеского участия и понимания.
Я мастер-класс сегодня покажу,
Много интересного, поверьте, расскажу.
Дети любят эти упражнения,
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.
Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цвету: красные, желтые, синие, ….
1. УГАДАЙ-КА! (участвуют красные нотки)
Муз. рук. : Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.
Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку» (ложки)
Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Предлагается зрителям назвать песню.
Муз. рук. : Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.
2. Ритмическая игра «Добрый жук»(Участники с оранжевыми нотками)
Муз. рук. : Зазвучали жесты наши,
А ведь так бывает
Координацию движений, ритм
В упражнениях развиваем.
Звучит полька «Добрый жук». Участники, которым достались оранжевые нотки, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты:
а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой.
Муз. рук. : В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.
3. Поэтическое музицирование
Муз. рук. : Если только свяжем мы музыку и слово,
Захотим учить стихи снова мы и снова.
Вы научитесь читать их с чувством, выражением.
Впереди у вас друзья, море достижений.
Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Ночь» :
1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)
2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».(кастаньеты)
3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали. (колокольчик)
4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок. (свистулька)
Муз. рук. : Совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой, развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.
4. Поем молча (участвуют зеленые нотки)
Упражнение «Испорченная пластинка»
Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками. Четная строка поется вслух, нечетная про себя.
В траве сидел кузнечик, вслух
В траве сидел кузнечик, про себя-хлопки
Совсем как огуречик вслух
Зелененький он был. про себя-хлопки
Представьте себе, представьте себе вслух
Совсем как огуречик. про себя-хлопки
Представьте себе, представьте себе вслух
Зелененький он был. про себя-хлопки
Муз. рук. : Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.
5. «Игра на детских музыкальных инструментах» (задание для участников с голубыми нотками)
Я предлагаю вам музыкальную игру на координацию речи с движениями под музыку.
Музыкальная игра «Оркестр».(ксилофон, металлофон, ложки, бубен.)
Инструменты раскладываются по кругу, участники идут по кругу и говорят, выполняя движения по тексту.
Шли мы, шли, потом устали, (маршируют)
Инструменты в руки взяли.
Инструменты в руки взяли,
На них марш мы заиграли. (поднимают любой инструмент и играют ритмичес-
кое сопровождение к маршу)
Побежали, побежали, (кладут инструменты на пол и бегут по кругу)
И немножко мы устали,
Инструменты в руки взяли,
На них полечку сыграли (поднимают инструменты и играют польку)
По дорожке мы пошли, (кладут инструменты и ходят на всей ступне)
Инструменты мы нашли.
Инструменты в руки взяли,
Нежно вальс на них сыграли. (поднимают инструменты и играют сопровождение к
вальсу)
По дорожке поскакали, (кладут инструменты и идут поскоками по кругу)
Ножки вновь у нас устали.
Инструменты в руки взяли,
Пляску русскую сыграли. (поднимают инструменты и играют русскую плясо-
вую)
Муз. рук. : Эта игра способствует развитию слухового внимания, умения различать музыкальные жанры, чувства темпа в игре на музыкальных инструментах.
6. Релакс (упражнение для синих ноток)
Муз. рук. : Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).
Упражнение "Куклы-марионетки" : участники – кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.
Муз. рук. : Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша
7. Танцтерапия (для участников с фиолетовыми нотками)
Муз. рук. : Звуки мы изображаем с помощью движений.
Исполняем и творим с большим воодушевлением.
Приглашаю участников исполнить танец с ложками (рус. нар. мел. «Светит месяц»).
Ложки, ложки расписные, - ударяем ложками
Ложки, ложки красота. - присесть и ударить ложками,
выпрямиться и протянуть руки вперед
Дети весело играют, - 1 раз покружиться на шаге
Пляску начинать пора. - правую ногу на пятку и руки развести,
ногу приставить и ударить ложками (также с левой ноги)
Муз. рук. : Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.
Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями.
Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность.
Спасибо за внимание!