Марина Владимировна Басова
Опыт работы ДОО «Организация дополнительного образования по приобщению детей к русской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ.
В преддверии великого праздника Светлой Пасхи хочется поднять вопрос об организации различного вида деятельности по приобщению детей к русской народной культуре. Кто-то задаст вопрос: причем тут пасха и русская культура? Большое место в приобщении детей к русской народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В традициях нашего народа давно вошло празднование христианских праздников Рождества и Пасхи. Традиционным мероприятием в ДОУ считается развлечение на тему колядования. Что же касается Пасхи, то здесь важно иметь правильную подачу материала. А методического материала на данную тему практически нет. Поэтому, очень важно грамотно подходить к освещению данной тематики. В дошкольной организации педагог может лишь косвенно затрагивать тему религиозных праздников.
Публикация «Опыт работы ДОО „Организация дополнительного образования по приобщению детей к русской народной культуре“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Темочки
В основном это касается организации изобразительной деятельности на тему росписи пасхального яйца различными способами (плоскостной росписи "писанки", роспись методом пластилинографии, роспись объемной заготовки). Использование малых фольклорных форм (прибауток, закличек, песенок, чтение художественной литературы, проведение хороводных игр дополняют организацию занимательной деятельности.
Важно помнить о соблюдении законодательства РФ о свободе вероисповедания. В условиях многонациональности наполняемости групп дошкольных организаций всё чаще можно услышать вопросы на различных методических объединениях о том, что ДОУ ущемляет право национального меньшинства, в том числе и религиозных взглядов родителей. В данном вопросе ДОУ нужно опираться на имеющуюся образовательную программу дошкольной организации, утвержденные программы дополнительного развития детей данной организации, если таковые имеются. Только так можно избежать недопонимания со стороны родителей.
В опыте работы МКДОУ Октябрьского детского сада "Светлячок"в рамках организации кружковой деятельности "Светлица" есть программа дополнительного развития по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре, которая включает в себя и ознакомление с народными тряпичными куклами. Являясь руководителем кружка "Светлица", я рассказываю детям не только о происхождении тряпичных кукол, но и о традициях и праздниках, связанных с этим куклами.
Так, знакомя детей старшего дошкольного возраста с куклой Пасхой, рассматривая её внешний вид объясняю детям, почему у куколки красное лицо, что означает перекрещенные накрест линии на лице, почему в руках свеча, что символизируют буквы ХВ на переднике, почему пасхальное яйцо окрашивают в красный цвет.
С маленькими детьми намного сложнее. Им еще не понятна информация обо всех знаках и символах этого праздника. На данном этапе мне было важно познакомить детей с символом пасхи - агнцем, овечкой. В помощь мне послужила аудио - сказка "Кроткая овечка", в прочтении Ильи Литвака https://osemye.com/kak-krotkaya-ovechka-u-boga-luchshej-doli-prosila/ (выделите ссылку и перейдите к материалам). Смысл этой сказки очень глубокий - кроткая овечка поняла важность своего главного качества - кротости и дружелюбия. Именно формируя у детей дружелюбные качества кроткого отношения к близким можно найти настоящих друзей и расположить к себе даже врагов.
К сожалению мне не удалось найти игрушку овечки, но даже использование изображения маленькой овечки умилино всех детей. Важным был вывод детей о том, что лучше быть кроткой овечкой, и иметь много друзей, чем быть зубастым хищником, которого все боятся. В закреплении образа можно провести аппликацию или раскрашивание завитков на силуэте овечки.
Таким образом можно начинать знакомить детей дошкольного возраста с христианскими традициями, символами, переходящими в народные праздники, приобщая детей к народной культуре.