Светлана Большакова
Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки»
▼ Скачать + Заказать документы
Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень благодарна!
Чудо-ложки
Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром.
Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.
Задачи: 1. Познакомить детей с историей ложки;
2. Воспитывать интерес к народным ремеслам;
3. Развивать речь, пополнять активный словарь;
Публикация «Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры „Чудо-ложки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Народная культура, фольклор
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Словарная работа: ложкари, ложечники, баклуши, артель, резчики, красильщики, лачилы, ложки (лжица, межеумок, бутырка, баская, носатая, черенок, ярко-алая киноварь, черная сажа, золотое узорочье;
Материал: Презентация, интерактивная доска, ноутбук, сундучок, деревянные ложки, заготовки для выполнения граттажа (листа А4 раскрашенная восковыми мелками красного, оранжевого и желтого цветов и покрытая черной гуашью с добавлением капли жидкого мыла) и заостренные палочки - шпажки, аудио-запись «Наша хохлома» из сборника Ю. Чичкова «Ромашковая Русь», песни «А я чайничала, самоварничала»;
Предварительная работа: Чтение сказки Т. Кирюшатовой «Лошкарь Прошка и козья ножка», чтение рассказа М. Бартенева «Как трудно бить баклуши», выполнение граттажа «Хохлома» и «Гжель», дидактическая игра о ремеслах «Дело мастера боится», создание в группе мини-музея «Народные ремесла», рассматривание картины «Бурлаки на Волге» И. Е. Репина
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Содержание деятельности:
Воспитатель (вносит сундучок): Отгадайте загадку:
Круглое лицо вытянуто, как яйцо,
Длинная ножка. Чем щи хлебают? (Н. Майданик)
Дети: Ложка.
Воспитатель: Посмотрим, правильно ли вы отгадали загадку. (достает ложку из сундучка). Вот она, ложка. Она о себе может сказать «Всех кормлю с охотою, а сама безротая». Ребята, что интересного вы знаете о ложках?
Дети: (рассказывают о том, что мы читали о ложках)
Воспитатель: Я приглашаю вас поближе познакомиться с историей ложки, садитесь.
2 слайд: Стоит в глубине керженских лесов Нижегородского края город Семенов, который называют «ложкарной столицей». Здесь поставлен памятник мастеру Семёну-ложкарю.
3 слайд: Ложку человек придумал еще в древности. Сначала ее пытались сделать из костей животных, из камня, но есть такой ложкой было неудобно, а позже ложки стали вырезать из дерева.
4 слайд: Первые этапы изготовления заготовок для ложек доверяли даже детям. Вспомните, как называются эти заготовки? (Баклуши). А как называл свой нож для вырезания ложек ложкарь Прошка из сказки? (Козья ножка)
5 слайд: Мастера-ложечники или ложкари работали коллективно, такой коллектив назывался «артель».
6 слайд: Артельщики работали дружно, слаженно, очень производительно.
7 слайд: У каждого артельщика была своя специализация: резчики, красильщики, лачилы. Как вы думаете, чем занимались резчики, (красильщики, лачилы? (Ответы детей).
8 слайд: Готовые изделия везли продавать на ярмарку. Что такое ярмарка?
(Ответы детей). Скупщики торговали ложками даже за границей.
9 слайд: У каждого мастера был свой почерк. В городе Семенове помнят и чтут резчика Н. С. Мерзлова, он оставлял свои изделия неокрашенными, делал ложки из разных пород деревьев. Мастер любил изобретать различные формы черенков ложек.
10 слайд: Всякая ложка на Руси имела свое название. Например, ложечку для святого причастия с крестом на конце черенка называли «лжицей», простую широкую ложку средней величины называли «межеумок», бурлацкая ложка «бутырка» считалась самой крупной. Ложка «баская» (красивая) была долговатой и тупоносой. «Носатой» называли всякую остроносую ложку.
11 слайд: До того, как попасть в руки художника (красильщика, деревянная посуда проходила сложный путь подготовки. Сначала резное «бельё» натирали жидким раствором глины, после сушки смазывали льняным маслом, затем покрывали олифой, сушили, расписывали, покрывали лаком и сажали на противнях в жарочные шкафы с температурой 250 градусов.
12 слайд: Для хохломы характерны своеобразные сочетания красок – ярко-алой «киновари», чёрной «сажи», золотой и зеленой. Именно эти цвета выдерживают закалку при высокой температуре.
13 слайд: Семеновские чудо-ложки, золотое узорочье, которое так греет душу – лучший сувенир из России и, как встарь, они могут многое рассказать о русских умельцах, сохранивших секреты Древней Руси.
Воспитатель: Мы с вами выучили пословицы и поговорки о ложке. Наши гости хотели бы узнать, какой смысл скрыт в них.
Дети говорят выученные заранее пословицы и поговорки и объясняют их смысл
-Запасливый гость без ложки не ходит;
-Ложка дегтя испортит бочку меда;
-Наш Мирошка ест и без ложки;
-Один с сошкой, а семеро с ложкой;
-Наработался – за ложку берись, а лентяй – без ужина спать ложись;
-Был бы обед, а ложка сыщется;
Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь;
Воспитатель: Ребята, а как еще использовались деревянные ложки? (Ответы)
Правильно, как музыкальный инструмент. (Звучит песня «А я чайничала, самоварничала»
Дети берут ложки и идут по кругу, постукивая ложками.
Воспитатель: Мы с вами сделали заготовки, чтобы выполнить граттаж. Возьмите шаблоны ложек, наложите их на черные заготовки, аккуратно обведите и проскребите шпажками. Вспомните, какие элементы используют художники, когда расписывают хохломскую посуду. Во время работы воспитатель включает аудио-запись «Наша хохлома» Ю. Чичкова.
После окончания занятия рассматривают работы, обсуждают.
Использование интернет ресурсов :
http:// www.nk.ru/archive/articles/9499/ (Наука и жизнь, ЧУДО-ЛОЖКИ ИЗ СЕМЕНОВА)
https://yandex.ru/images/search?