Приложение МААМ

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки»

Светлана Большакова
Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки»
▼ Скачать + Заказать документы

Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень благодарна!

Чудо-ложки

Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром.

Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

Задачи: 1. Познакомить детей с историей ложки;

2. Воспитывать интерес к народным ремеслам;

3. Развивать речь, пополнять активный словарь;

Публикация «Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры „Чудо-ложки“» размещена в разделах

Словарная работа: ложкари, ложечники, баклуши, артель, резчики, красильщики, лачилы, ложки (лжица, межеумок, бутырка, баская, носатая, черенок, ярко-алая киноварь, черная сажа, золотое узорочье;

Материал: Презентация, интерактивная доска, ноутбук, сундучок, деревянные ложки, заготовки для выполнения граттажа (листа А4 раскрашенная восковыми мелками красного, оранжевого и желтого цветов и покрытая черной гуашью с добавлением капли жидкого мыла) и заостренные палочки - шпажки, аудио-запись «Наша хохлома» из сборника Ю. Чичкова «Ромашковая Русь», песни «А я чайничала, самоварничала»;

Предварительная работа: Чтение сказки Т. Кирюшатовой «Лошкарь Прошка и козья ножка», чтение рассказа М. Бартенева «Как трудно бить баклуши», выполнение граттажа «Хохлома» и «Гжель», дидактическая игра о ремеслах «Дело мастера боится», создание в группе мини-музея «Народные ремесла», рассматривание картины «Бурлаки на Волге» И. Е. Репина

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Содержание деятельности:

Воспитатель (вносит сундучок): Отгадайте загадку:

Круглое лицо вытянуто, как яйцо,

Длинная ножка. Чем щи хлебают? (Н. Майданик)

Дети: Ложка.

Воспитатель: Посмотрим, правильно ли вы отгадали загадку. (достает ложку из сундучка). Вот она, ложка. Она о себе может сказать «Всех кормлю с охотою, а сама безротая». Ребята, что интересного вы знаете о ложках?

Дети: (рассказывают о том, что мы читали о ложках)

Воспитатель: Я приглашаю вас поближе познакомиться с историей ложки, садитесь.

2 слайд: Стоит в глубине керженских лесов Нижегородского края город Семенов, который называют «ложкарной столицей». Здесь поставлен памятник мастеру Семёну-ложкарю.

3 слайд: Ложку человек придумал еще в древности. Сначала ее пытались сделать из костей животных, из камня, но есть такой ложкой было неудобно, а позже ложки стали вырезать из дерева.

4 слайд: Первые этапы изготовления заготовок для ложек доверяли даже детям. Вспомните, как называются эти заготовки? (Баклуши). А как называл свой нож для вырезания ложек ложкарь Прошка из сказки? (Козья ножка)

5 слайд: Мастера-ложечники или ложкари работали коллективно, такой коллектив назывался «артель».

6 слайд: Артельщики работали дружно, слаженно, очень производительно.

7 слайд: У каждого артельщика была своя специализация: резчики, красильщики, лачилы. Как вы думаете, чем занимались резчики, (красильщики, лачилы? (Ответы детей).

8 слайд: Готовые изделия везли продавать на ярмарку. Что такое ярмарка?

(Ответы детей). Скупщики торговали ложками даже за границей.

9 слайд: У каждого мастера был свой почерк. В городе Семенове помнят и чтут резчика Н. С. Мерзлова, он оставлял свои изделия неокрашенными, делал ложки из разных пород деревьев. Мастер любил изобретать различные формы черенков ложек.

10 слайд: Всякая ложка на Руси имела свое название. Например, ложечку для святого причастия с крестом на конце черенка называли «лжицей», простую широкую ложку средней величины называли «межеумок», бурлацкая ложка «бутырка» считалась самой крупной. Ложка «баская» (красивая) была долговатой и тупоносой. «Носатой» называли всякую остроносую ложку.

11 слайд: До того, как попасть в руки художника (красильщика, деревянная посуда проходила сложный путь подготовки. Сначала резное «бельё» натирали жидким раствором глины, после сушки смазывали льняным маслом, затем покрывали олифой, сушили, расписывали, покрывали лаком и сажали на противнях в жарочные шкафы с температурой 250 градусов.

12 слайд: Для хохломы характерны своеобразные сочетания красок – ярко-алой «киновари», чёрной «сажи», золотой и зеленой. Именно эти цвета выдерживают закалку при высокой температуре.

13 слайд: Семеновские чудо-ложки, золотое узорочье, которое так греет душу – лучший сувенир из России и, как встарь, они могут многое рассказать о русских умельцах, сохранивших секреты Древней Руси.

Воспитатель: Мы с вами выучили пословицы и поговорки о ложке. Наши гости хотели бы узнать, какой смысл скрыт в них.

Дети говорят выученные заранее пословицы и поговорки и объясняют их смысл

-Запасливый гость без ложки не ходит;

-Ложка дегтя испортит бочку меда;

-Наш Мирошка ест и без ложки;

-Один с сошкой, а семеро с ложкой;

-Наработался – за ложку берись, а лентяй – без ужина спать ложись;

-Был бы обед, а ложка сыщется;

Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь;

Воспитатель: Ребята, а как еще использовались деревянные ложки? (Ответы)

Правильно, как музыкальный инструмент. (Звучит песня «А я чайничала, самоварничала»

Дети берут ложки и идут по кругу, постукивая ложками.

Воспитатель: Мы с вами сделали заготовки, чтобы выполнить граттаж. Возьмите шаблоны ложек, наложите их на черные заготовки, аккуратно обведите и проскребите шпажками. Вспомните, какие элементы используют художники, когда расписывают хохломскую посуду. Во время работы воспитатель включает аудио-запись «Наша хохлома» Ю. Чичкова.

После окончания занятия рассматривают работы, обсуждают.

Использование интернет ресурсов :

http:// www.nk.ru/archive/articles/9499/ (Наука и жизнь, ЧУДО-ЛОЖКИ ИЗ СЕМЕНОВА)

https://yandex.ru/images/search?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект фольклорного занятия «Ложки точеные — ручки золоченые» для детей младшей группы Цель: Формировать у детей эмоционально – ценностное отношение к родной культуре. Образовательные задачи 1. Познакомить с изготовлением.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое ложки» (старшая группа) Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком. Дать детям понятие о том, что человек создает предметы.

Конспект занятия для малышей по математике «Три медведя к нам пришли, чашки, ложки принесли!» .

Конспект занятия по рисованию ватными палочками в младшей группе «Ложки для Мишутки» Конспект занятия по рисованию в младшей группе «Ложки для Мишутки» Программное содержание: Формировать у детей умение узнавать сказку по.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в прошлое ложки» Цель:- Познакомить детей с историей ложки, с процессом ее преобразования человеком. - Дать детям понятие о том, что человек создает предметы.

Конспект фольклорного занятия «Ложки точеные-ручки золоченые» для детей младшей группы Цель: Формировать у детей эмоционально – ценностное отношение к родной культуре. Образовательные задачи 1. Познакомить с изготовлением.

Конспект занятия по развитию речи «Ложки для Антошки» (средняя группа) Программное содержание: 1. воспитывать культуру речевого общения; 2. воспитывать эстетический вкус, эмоциональное отношение к творческим рассказам.

Конспект НОД во второй младшей группе «Дуйте в дудки! Бейте в ложки! В гости к нам пришли матрешки!» НОД во второй младшей группе. Тема: «Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к нам пришли матрёшки!» Цель: формировать у детей познавательный.

Конспект НОД «Путешествие в прошлое ложки» "Путешествие в прошлое ложки" Цель: Обогащать представление детей о многообразии ложек; - ознакомить с историей создания ложки; - развивать.

Конспект занятия «Эх ложки-матрешки»Конспект занятия «Эх ложки-матрешки» Художественное творчество: «Эх – ложки матрешки.» Задачи: Продолжить знакомство с русской матрешкой. Повторение счета до 7. Учить создавать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки»
Опубликовано: 7 февраля 2016 в 11:17
+224Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Большакова (УИ 133164) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 133.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД