Светлана Сатина
Консультативная и просветительская деятельность учителя-логопеда с целью пропаганды логопедических знаний
▼ Скачать + Заказать документы
1. Условия формирования опыта.
В сегодняшних условиях ФГОС ДО и профстандарта постоянно надо повышать свои знания, выстраивать образовательный процесс качественно, эффективно, участвовать в методических объединениях, семинарах, педагогических советах, педагогических чтениях, научно-практических конференциях, пропагандировать знания.
На формирование моего опыта работы оказали влияние следующие факторы:
изучение методической литературы;
изучение опыта коллег;
курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;
активное участие в работе районных методических объединений и т. д.
Публикация «Консультативная и просветительская деятельность учителя-логопеда с целью пропаганды логопедических знаний» размещена в разделах
2. Теоретическая база опыта.
Теоретическая база собственного опыта формировалась в результате изучения нормативных документов:
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2 июля 2021 года;
Письмо МО РФ от 14.12 2000 №2 «Об организации работы логопункта ОУ».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014года № 2765-р.
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года №124-ФЗ с изменениями на 11 июня 2021 года;
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОО);
Устав дошкольного образовательного учреждения.
Кроме этого сформировали теорию моего собственного опыта анализ литературы по вопросам консультативной и просветительской деятельности учителя - логопеда с целью пропаганды логопедических знаний, педагогической практики, информаций с курсов повышения квалификации.
Теория опыта складывалась на основе просмотренных вебинаров на сайте «Мерсибо». Основанием для теории опыта послужили собственные выступления на районных семинарах на темы: «Система взаимодействия учителя - логопеда с воспитателями в работе с детьми с особыми образовательными потребностями», «Планирование и учет совместной работы учителя - логопеда с педагогами и родителями».
3. Актуальность и перспективность опыта.
В настоящее время работа по пропаганде логопедических знаний имеет особое значение. Растет число детей с нарушениями речи, педагоги и родители все чаще и чаще сталкиваются с проблемами нарушения речи, они нуждаются в рекомендациях по работе с детьми-логопатами. Недоразвитие речи является общей проблемой.
Важность этой работы заключается еще и в том, что эффективность логопедической коррекции определяется согласованной деятельностью логопеда, родителей, учителей, воспитателей. Успех ребенка зависит от закрепления полученных на логопедических занятиях умений и навыков в других ситуациях.
Консультативной и просветительской деятельности уделяли внимание Н. Ф. Виноградова, Н. Г. Година, Л. В. Загик и другие отечественные педагоги. Они настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя-логопеда ДОУ с родителями.
Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т. А. Маркова, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, И. В. Лапицкая и др.).
Проблеме непрерывного образования от 3 до 10 лет, подготовке к интегрированному обучению детей с нарушениями речи уделяли свое внимание Л. Н. Ефименкова; Г. Г. Мисаренко; А. В. Ястребова; Л. Ф. Спирова; Т. П. Бессонова.
4. Новизна опыта:
Новизна опыта работы заключается в усовершенствовании, рационализации отдельных сторон педагогической деятельности. Разработки новых средств и правил их применения. Углубление социально – воспитательных функций.
Через консультативную и просветительскую работу произойдет консолидация усилий разных специалистов позволит обеспечить систему комплексного психолого-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями.
Кроме этого новизна опыта работы заключается в том, что наряду с традиционными формами просветительской и консультативной работы с родителями детей – логопатов, педагогами, учителями начальных классов школы, я стала применять в коррекционно – развивающей работе и нетрадиционные формы работы.
5. Адресность опыта. Использование опыта рекомендовано начинающим педагогам, педагогам старших и подготовительных групп, дети которых посещают логопедический пункт или группы коррекции.
6. Трудоёмкость опыта. Трудоёмкость моего опыта заключается в затруднениях в согласованности коррекционно-развивающей работы всех специалистов ДОУ и школы. В основе опыта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
7. Технология опыта.
В настоящее время общество предъявляет серьезные требования к подготовке детей дошкольного возраста к школе. Существует множество критериев подготовленности ребенка, но одним из важных показателей является сформированность речи дошкольника. Несмотря на возросшее количество различных школ по подготовке детей - дошкольников к обучению, на разнообразие методического материала, увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи.
Речь - не врожденная способность, она формируется постепенно, с развитием многих компонентов - речевого внимания, речевого слуха, речевого дыхания, голосового аппарата. Все эти компоненты являются основой правильного произношения. Несформированность у ребенка данных компонентов чаще всего вызывает значительные трудности при формировании речи в целом.
Изучая и разрабатывая проблему фонематического восприятия у детей с нарушениями речи, я пришла к выводу, что невозможно достигнуть высоких результатов без взаимодействия со всему участниками образовательного процесса. А для этого нужна пропаганда логопедических знаний.
Ведь учитель - логопед - это, прежде всего, помощник, который может доступно донести важную информацию, обсудить важные вопросы, помощь в выборе методов и приемов обучения, а также специалист, который должен уметь активно просвещать, педагогов, родителей ДОУ и родителей, дети которых не посещают ДОУ. А также взаимодействовать с учителем – логопедом и учителями начальных классов школы.
«Один ты можешь сделать так мало, а вместе мы можем сделать так много!» (Хелен Келлер).
Поэтому я стала работать по теме: «Консультативная и просветительская деятельность учителя- логопеда с целью пропаганды логопедических знаний среди родителей, педагогов, учителей начальных классов»
Цель : Совершенствовать систему консультативной и просветительской деятельности учителя - логопеда с целью пропаганды логопедических знаний среди родителей, педагогов, учителей начальных классов. Решать коррекционно – развивающие задачи через эмоционально – положительный контакт с ними. Применение нетрадиционных форм работы.
В соответствии с целью много опыта работы определена гипотеза: применение нетрадиционных форм работы с родителями, педагогами, сотрудничество семьи и детского сада, детского сада и школы, включение всех участников образовательного процесса в решение коррекционно – развивающих задач через эмоционально – положительный контакт.
Задачи:
1. изучить нетрадиционные формы работы консультативной и просветительской работы с родителями, педагогами, учителями;
2. выявить представления и способы вовлечения их в коррекционно – развивающий процесс с использованием нетрадиционных форм работы;
3. разработать и апробировать перспективный план работы с родителями педагогами, учителями по применению нетрадиционных форм работы;
4. воспитывать педагогическую и личностную культуру, развивать эмоционально – положительный контакт;
5. чётко выполнять заранее продуманную и организованную систему взаимодействия посредством нетрадиционных форм работы.
Эффективность данной работы будет:
при условии разработки системы консультативной и просветительской работы с целью пропаганды логопедических знаний;
разработаны и реализованы на практике нетрадиционные формы работы.
Практическая значимость:
Разработанная система консультативной и просветительской работы с целью пропаганды логопедических знаний, нетрадиционные формы работы, выявленные способы вовлечения рвсех участников образовательного процесса в коррекционно – развивающий процесс, разработанный и апробированные перспективные планы работы, разнообразные консультации и методические рекомендации, мультимедийные презентации и логопедические странички могут быть использованы в практической работе учителей – логопедов, педагогов – психологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений всех типов и родителей.
Ведущая педагогическая идея опыта работы: применение системы консультативной и просветительской работы с целью пропаганды логопедических знаний, нетрадиционных форм работы, сотрудничество семьи и детского сада, детского сада и школы, включение родителей в решение коррекционно – развивающих задач через эмоционально – положительный контакт.
Основная мысль:
педагогическая поддержка и тесное сотрудничество во взаимодействии, осуществляемое учителем - логопедом в виде пропаганды логопедических знаний с применением нетрадиционных форм работы.
Ожидаемые результаты.
Родители, педагоги, учителя :
становятся более компетентными в вопросах логопедической помощи детям;
являются непосредственными участниками реализации исследовательского проекта;
помогают в работе учителя – логопеда, продолжают начатую работу на индивидуальных занятиях дома в группе;
оказывают эмоциональную поддержку.
Этапы работы
Так как мой многолетний опыт работы показывает, что родители все больше отдаляются от воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и применяемые формы работы не дают желаемого результата, мною было принято решение о поиске новых современных форм сотрудничества с родителями. Главной моей целью было заинтересовать и привлечь родителей к образовательному процессу группы.
Я начала выстраивать своё общение не только с родителями, но и с воспитателями и специалистами, таким образом, чтобы для них было четко понятно, что наше взаимодействие – необходимое условие полноценного речевого развития их детей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где все действуют согласованно. А повышение их компетентности в вопросах коррекции речевого развития дошкольников значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений.
Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
1 – й этап – подготовительный
На первом подготовительном этапе я изучила программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, методическую литературу по работе и взаимодействию с семьёй, педагогами, учителями школы. В ходе этой работы были выявлены некоторые недостатки в системе:
1. Недостаточно методических разработок, игр и упражнений с использованием нетрадиционных форм работы по пропаганде логопедических знаний среди всех участников образовательного процесса.
2. Мало разнообразного наглядного материала с использованием нетрадиционных форм работы с ними.
Изучив передовые опыты работников дошкольных учреждений по данному направлению, пришла к выводу, что в любой форме пропаганды логопедических знаний можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей, педагогов практическим приёмам работы. С целью выявления уровня родительской и педагогической компетентности в вопросах речевого развития детей и круга вопросов, которые для родителей и педагогов ДОУ актуальны, я провела анкетирование «Речевое развитие ребенка», «Вопрос логопеду».
Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировала особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявила уровень компетентности родителей и педагогов в вопросах речевого развития и ряд вопросов волнующих их. Далее приступила к подбору методов и форм своего общения с ними.
2 -й этап – основной
Реализация проекта на втором этапе строилась на непрерывной связи с осуществлялась с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы таких как:
Анкетирование «Речевое развитие ребенка», «Вопрос логопеду» и другие.
дни открытых дверей - для ознакомления с работой логопеда (до пандемии) ;
совместная нетрадиционная образовательная деятельность с родителями, педагогами и детьми с использованием сенсорных мешочков и др. (до пандемии);
пальчиковые игротренинги с использованием мимики;
многофункциональные пособия – тренажёры для проведения артикуляционной гимнастики. Логопедическая ширма «Домик Весёлого Язычка»;
мягкая артикулирующая кукла - лягушка Квакушка;
мягкая черепаха на развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов;
арттерапия - рисование на манке на развитие мелкой моторики;
участие в выставках (представляются экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями: рамки для картин из бросового материала, мягкие игрушки, поделки из природного материала);
совместные игровые практикумы с родителями и детьми: как развивать мелкую моторику и играть в дыхательные игры в домашних условиях и привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию речи ;
родительские собрания до пандемии, а сейчас в онлайн на страничке сайта ДОУ ;
информирование родителей (уголки, стенды, подсказки, книжки – передвижки Акции: презентаций);
Вечера, конкурсы (Вечер поэции», Конкурсы стихов «Ах. Ставрополье - край золотой», «Через года, через века – помните!»;
Акции: «Дорога к азбуке», «Мама – логопед»
практикумы, с целью ознакомления с самомассажем лица, кистей и пальцев рук, артикуляционной и дыхательной гимнастикой;
игро -, сказко -, смехо -, изо -, арома -, хромотерапия, музыко -, су – джок терапия;
использование мультимедийных презентаций;
использование компьютера с презентациями для постановки, автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
персональной странички на сайте ДОУ и размещение на нём презентаций и логопедической информации для родителей и педагогов. На страничку я помещаю как теоретические информации, так и практические советы, рекомендации, игры, зарядки, объединённые постоянными рубриками.
«Почта одного дня» - это своеобразная информация для родителей. Открывая шкаф для ребенка, родители видят маленький листочек с информацией.
Для того чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был более успешным, я координирую и объединяю свои действия с психологом, определяя психологическую нагрузку, корректируя имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольном учреждении, успешно развиваться и обучаться.
Взаимосвязь в работе с воспитателями группы способствовала закреплению сформированных мной первичных речевых навыков у детей.
Совместно с музыкальным руководителем мы проводим работу по развитию мелкой моторики рук, логоритмику, музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировку в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.
С инструктором по физической культуре развиваем двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности, совершенствуем моторные навыки, формируем игровые навыки.
Заместитель заведующей по воспитательной работе отслеживает результаты, проводит анализ работы по взаимодействию.
Для более эффективной работы с педагогами оформила папку «Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателя» в которой собран информационный и практический материал: перспективные планы на год по лексическим темам с подборкой существительных, прилагательных и глаголов для активизации словаря к лексическим темам, комплекс
артикуляционной гимнастики, рекомендации по итогам мониторинга, списки детей с указанием работы с ними, график работы логопеда с детьми и педагогами.
Работа в тесном сотрудничестве со специалистами дала результаты благодаря совместно составленному перспективному плану на год, где рассматриваются вопросы совместного выявления детей для коррекции, проведения профилактических мероприятий с детьми, проведения коррекционного воздействия для нуждающихся детей.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком»
Л. С. Выготский
Результатом совместной работы логопедов детского сада и школы является:
более мягкое прохождение периода адаптации у ребенка;
успешное выполнение работы по постановке звуков в стенах ОУ;
стопроцентный охват детей, нуждающихся в помощи логопеда;
коррекция к окончанию второго класса школы такого вида речевого нарушения, как ФНР;
отсутствие разночтений в речевых заключениях у логопедов ДОУ и школы.
Пропаганде логопедических знаний способствовала и ведение на сайте учреждения странички логопеда – «Логопед советует» : Адрес сайта: http//ds30ogonek.caduk.ru
Ссылка на страничку логопеда : https://ds30ogonek.caduk.ru/magicpage.html?page=64806
Ведется работа с родителями, педагогами школой по WhatsApp.
Полученные результаты.
Использование разнообразных форм пропаганды логопедических знаний дало определенные результаты:
Разработана схема консультативно- просветительской работы учителя - логопеда МДОУ «ДС № 30».
родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками наших встреч и помощниками учителя-логопеда и своих детей
сформировалось желание помогать ребенку;
повысилась грамотность, как родителей, так и педагогов ДОУ в области развивающей и коррекционной педагогики;
заинтересованность в успехах ребенка и информированность с точки зрения вопросов его речевого развития.
Список используемой литературы
Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).
Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. (пособие для родителей и воспитателей) — Москва, 2006.
Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / М. А. Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
Сидельникова Г. Элементы психотерапии в работе логопеда. — Дошкольное воспитание. 1998. № 3.
Старикова В. С. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. // Пазашкольнае выхаванне. – 2006,№5. – с. 27-30.
Строкова Т. Мониторинг педагогических нововведений. // Директор школы. – 2006,№6. – с. 34-43
Файн Т. Выявление, изучение и представление педагогического опыта. // Практика административной работы в школе. – 2005,№7. – с. 6-9.