Гулия Батраева
Из опыта работы «Использование сказкотерапии в социализации детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей особенно актуально в настоящее время, поскольку, во-первых, педагогической наукой недостаточно исследованы потенциальные возможности сказкотерапии, во-вторых, в условиях плюрализации отечественной культуры сведены к минимуму традиции семейного чтения, родителями уделяется мало внимания формированию нравственных представлений дошкольников. Использование сказкотерапии для воздействия на эмоциональное состояние ребенка, мотивации дошкольника представляет практический интерес.
Публикация «Из опыта работы „Использование сказкотерапии в социализации детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Передо мной встала проблема: как сформировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности.
Именно поэтому у меня возникло желание использовать в своей работе сказкотеропию, как средство для развития нравственных представлении детей дошкольного возраста.
Для развития личностно значимых качеств детей важна не сама по себе среда, которую создаёт сказка, а её восприятие ребёнком, то, как она ему преподноситься
Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Методики сказкотерапии в детском саду :
1. Чтение сказки воспитателем группе с дальнейшим обсуждением темы и персонажей;
2. Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание ее;
3. Разбор сказки, ее чтение группе и постановка заданий (нарисовать, о чем была сказка, нарисовать понравившегося героя, рассказать суть сказки и ее мораль, найти героя или действие в сказке, которое требует исправления и прокомментировать его);
Свою работу я начала с изучения специальной литературы, ознакомилась с работами авторов современных программ и методик.
В настоящее время разработаны педагогические технологии по сказкотерапии : Зинкевич-ЕвстегнееваТ. Д. «Путь к волшебству».
Капская А. Ю., Мирончик Т. Д. «Подарки фей»и «Развивающая сказкотерапия для детей»
Для проведения сказкотерапии в группе, использую театральный уголок, игровой материал для сюжетно – ролевых игр, для театральных, дидактических и подвижных игр, книжный уголок. Маски, шапочки, костюмы для драматизации сказок.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Свою работу начала со знакомых детям русских народных сказок «Репка» и «Теремок». Каждой сказке я посвящала примерно неделю. Выполняли творческие задания по сказкам.
1. Дети сами рассказывали сказку, так как им это сказка хорошо знакома.
2. Анализировали сказку по вопросам. Анализ позволяет понять смысл сказки. (взаимопомощь и уважительное отношение к маленьким)
3. Инценировали сказки.
4. Рассказали о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
5. Придумывали аналогичную сказку "Морковка" (по аналогии).
6. Вместе с детьми рисовали героев сказки «Теремок». Продолжается работа с дидактическими играми. «Кто живёт в лесу», «Кто где живёт».
Многократно переживая сюжет сказки, дети приобретает значимый для себя жизненный опыт, что позволяет успешно проходить процесс социализации в обществе. Поскольку разнообразные виды детской деятельности связаны с определенной сказкой, то у детей формируется целостное и разностороннее восприятие этого произведения, происходит его осмысление и эмоциональное осознание.
Дети начали привыкать к тому, что сказка это не одноразовое чтение, а долгая работа. У них уже выработан интерес к сказке.
После того как мы научились работать со знакомыми сказками я познакомила их с новыми сказками «Смлояной бычок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
После прослушивания сказок проводила с детьми беседу по её содержанию. Чтобы ещё раз подчеркнуть идею сказки, вторично я ее уже рассказывала.
В средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.
Для лучшего запоминания детьми сказок использую прием моделирования. Мы вначале разбираем сказку в разных видах деятельности :
Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, драматизация сказки, кукольный театр: куклы би-ба-бо, пальчиковый театр, театр игрушек.
Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Замещаемыми объектами будут герои детских сказок, Иногда приходится замещать и предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, прямоугольники и т. д., различающиеся по цвету и величине. При знакомстве со сказкой «Смоляной бычок» показываю детям на доске вырезанный из бумаги домик - «Это домик, в котором жила Танюша с дедушкой и бабушкой. А вместо бычка и тех зверей, которые к нему приходили, будут вот эти полоски разной длины. Давайте подумаем, какими полосками мы будем обозначать наших сказочных зверей». После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие полоски и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа.
При знакомстве со сказкой «Сестрица Аленушка и Братец Иванушка» дети выбирали заместители не по величине, а по цвету (Аленушка-белый круг, Братец - круг по меньше,а ведьма черный круг)
Дети быстро научились рассказывать сказки с помощью моделей
Использование моделирования при рассказывании сказки заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными.
С помощью терапевтических сказочных историй решаю и другие проблемы например, трудности, связанные с общением (конфликты, противоречия, обиды); страхи и тревоги по различным поводам (боязнь темноты, одиночества, животных, чужих людей, шума и др.). В работе использовала следующие сказки : «Маленький медвежонок» - коррекция агрессивного поведения, «Мышонок и темнота» - коррекция страхов, тревожности, «Сказка про енота» - коррекция коммуникативной сферы «Жадный кармашек», «Про ябеду» - коррекция негативных проявлений в поведении.
Работу со сказкой я связываю со всеми видами деятельности. Мы рисуем любимых героев или отдельные сюжеты из сказок, в лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений. Часто даю задания домой, тем самым привлекаю родителей активно учувствовать в эмоциональном становлении детей.
Чтобы дети полюбили сказку – надо подавать её дозированно. Нельзя силой заставить ребёнка слушать сказку, а можно только заинтересовать, проявив терпение и самой полюбить этот вид литературы.
Таким образом, я сделала вывод, что, занятия, построенные Сказкотерапевтическим образом, очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.