Татьяна Малышева
Из опыта работы «Использование игровой и продуктивной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы образовательный процесс в детском саду все больше ста-новится похож на обучении в школе. Традиционно отведенные обществом для дошкольников культурные практики (игровая и продуктивная деятельность, ис-следование-экспериментирование, призванные формировать ребенка как инициа-тивного и самостоятельного субъекта деятельности, вытесняются занятиями-«уроками», которые даются по школьной технологии.
Публикация «Из опыта работы „Использование игровой и продуктивной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Не исключая необходимости и возможности использования «учебных форм» в образовательной работе со старшими дошкольниками,я считаю целесо-образным их ограничение и уравновешивание занятиями, построенными в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.
Основные признаки совместной партнерской деятельности – добро-вольное участие детей в предлагаемой работе и включенность в нее взрослого как живого образца осуществления деятельности [2, с. 22].
Для того чтобы занятие протекало в такой форме, необходимы особая орга-низация пространства деятельности, определенный стиль поведения воспитателя, гибкий подбор содержаний, которые несли бы полноценную развивающую на-грузку и одновременно были бы привлекательны и осмыслены для детей.
Продуктивная деятельность – это тот вид культурной практики, кото-рый может быть организован совместной партнерской деятельности взрос-лого с детьми [2, с. 49].
Понятие» продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят репрезентирующий (моделирующий) характер, т. е. особым образом отображают реальный мир. Эта особенность детской продуктивной деятельности роднит ее с сюжетной игрой, столь привлекательной для дошкольников.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я, прежде всего, ориен-тируюсь на общеразвивающие функции продуктивной деятельности. Однако не исключаю и игровую деятельность. На примере интегрированного занятия «Мор-ское путешествие» хочется показать, как я на практике осуществляю работу по этой теме.
Задачи:
Образовательные:
закреплять представления детей о последовательности дней недели;
называть числа в прямом и обратном порядке в пределах десяти;
закреплять умение показывать определенный час;
уметь ориентироваться на листе бумаги;
учить находить целое по известным частям;
учить определять части света по компасу.
Образовательные:
закреплять представления детей о последовательности дней недели;
называть числа в прямом и обратном порядке в пределах десяти;
закреплять умение показывать определенный час;
уметь ориентироваться на листе бумаги;
учить находить целое по известным частям;
учить определять части света по компасу.
Воспитательные:
развивать способность к самооценки при выполнении работы;
воспитывать организованность, умение оказывать помощь друг другу;
продолжать формировать навыки учебной деятельности : внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному плану, выполнять постав-ленную умственную задачу [3, с. 24].
Ход занятия
– Ребята, вы любите путешествовать? (Да).
– На чём можно путешествовать? (путешествовать можно на машине, поез-де, самолёте, на велосипеде, пешком).
– А я вас приглашаю в морское путешествие. На чём можно отправиться в морское путешествие? (На корабле).
– Правильно. Вот посмотрите, какой у меня есть макет корабля. (Показыва-ют макет)
– Скажите, какие основные части корабля вы видите (Я вижу корпус кораб-ля, палубу, мачту, паруса, иллюминаторы). Примерно на таком корабле мы и от-правимся путешествовать.
– Чтобы проверить вашу готовность к путешествию, я вам предлагаю вы-полнить первое задание. (Воспитатель предлагает всем сесть за стол).
– Вы должны соединить все точки между собой по порядку. А затем мы по-смотрим, что у вас получится.
– Молодцы! У всех получились корабли! А вам не кажется, что на наших кораблях чего-то не хватает? (Сопровождает вопрос, показом макета корабля, де-лая акцент на иллюминаторы)
– Иллюминаторов, правильно.
– Какой формы иллюминаторы? (Круглые).
– Чтобы узнать, сколько должно быть иллюминаторов на корабле, я вам предлагаю сосчитать рыбок в аквариуме (Показ слайда аквариума на доске). Де-вочки рисуют на два иллюминатора больше, чем рыбок в аквариуме, а мальчики – на два меньше. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.
– Вот теперь ребята мы можем смело отправляться в морское путешествие. Чтобы наш корабль вышел в открытое море, нам необходимо определить курс ко-рабля. Какой прибор может нам в этом помочь? (Компас).
– Я предлагаю вам подойти ко мне и вместе определить наш курс. Ребята, чем интересен компас? Его стрелка всегда показывает на Север. (Воспитатель де-монстрирует перед детьми)
– Какие ещё части света вы знаете? (Юг, Запад, Восток). Давайте правильно установим стрелку компаса и сверим с картой (слайд карты на доске) определим, где мы находимся и куда нам плыть. Воспитатель с детьми встает с детьми лицом на север. Определяет, где находится север, юг, запад, восток.
– Мы находимся на Западе, а нам надо на Таинственный остров. Он нахо-дится на востоке (Воспитатель сопровождает свои слова показом курса на карте).
– Итак, наше путешествие начинается. (Воспитатель предлагает детям за-нять свои места на корабле).
– Ребята, как мы назовём наш корабль (дети предлагают, например: Дружба, Смелый, Победа).
– Теперь нам нужно выбрать капитана корабля. А так как мы в первый раз оправляемся в такое путешествие, разрешите мне быть вашим капитаном, (Воспи-татель надевает фуражку капитана, берёт в руки бинокль)
– Отдать швартовые! Машина, полный вперёд! (Видео, по морю плывут ко-рабли). Прямо по курсу остров (слайд с островом, воспитатель сверяется с кар-той).
– Этот остров Понедельник, и я вам предлагаю на нем побывать. Стоп ма-шина!
– Давайте вспомним, какие дни недели вы знаете. (Дети перечисляют)
Ребенок читает стихотворение: Братцев этих ровно семь,
Вам они известны всем,
Каждую неделю кругом,
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний
Появляется передний.
– Ребята, я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Живая неделька». Мы с вами говорили, что каждый день недели идёт строго друг за другом, поэто-му мы их обозначим цифрами от 1 до 7 (Воспитатель раздает детям карточки с цифрами и спрашивает, какая цифра, какой день недели обозначает)
Звучит команда «Разойдись!», «Дни недели становись!». Дети, сидящие за столами, дают задание каждому дню недели ( Например: понедельник – покру-жись, среда – хлопни в ладоши)
– Молодцы!
– Ребята, на нашем корабле есть запас еды и питья. Но пока мы плыли, не-сколько кувшинов с водой разбились. Чтобы пополнить запасы пресной воды, да-вайте попробуем собрать эти кувшины. (Две команды собирают пазлы с изобра-жением кувшинов. В это время воспитатель спрашивает у детей, которые не уча-ствуют в сборке кувшинов: «Какую воду обычно берут в путешествие?». Ответы детей : чистую, пресную).
– Почему морскую воду нельзя пить? (солёная, грязная).
– Молодцы! Кувшины собраны, теперь нам хватит пресной питьевой воды до конца путешествия. Мы покидаем остров.
– Отдать швартовые! Полный вперед! (Видео плывущего корабля)капитан смотрит в бинокль.
-Впереди по курсу вижу айсберг, сразу стало прохладнее (Слайд) Корабль! Малый ход!
– Ребята, а что такое айсберг? (Ледяная глыба).
– Чем опасен айсберг кораблям? Большая часть айсберга находится под во-дой и его не видно. Чтобы наш корабль не столкнулся с айсбергом, нам нужно быстро выполнить следующее задание. Я буду хлопать в ладоши, а вы должны переводить стрелки часов и показывать на часах такое время, сколько раз я про-хлопала. (По ходу игры задаются вопросы).
– Как называется корпус у часов? Сколько цифр на циферблате? Как назы-вается маленькая (большая) стрелка? Какая стрелка быстрее? Какой стрелки нет на наших часах?
– Молодцы! Плывём дальше.
– Внимание! Прямо по курсу мель (Слайд).
– А что такое мель? (Это такое место на реке или в море, где мелко).
– Чтобы не сесть на мель, нам нужно на карточках заполнить не достающие предметы в пустых клеточках карточки. (Воспитатель проверяет правильность выполнения задания).
– Молодцы!
-Ребята, вам не кажется, что пора подкрепиться. Кто знает, как зовут повара на судне? (Кок – слайд)
– А самое любимое блюдо на нашем корабле,конечно же пельмени.
– Я вам предлагаю налепить пельменей и накормить ими не только себя, но и гостей.
Музыкальная разминка
– Вот мы и подкрепились и можем плыть дальше.
(Дети встают клином)
Исполняется клип о корабле
(На экране слайд с изображением плывущего корабля)
– Ребята, вот мы и доплыли до Таинственного острова (Слайд).
– Нас кто-то встречает. Это жители острова. Как можно назвать людей, ко-торые живут на острове? (Островитяне. Повторяют хором или индивидуально).
– Островитяне очень гостеприимные, но и сами хотели бы побывать у нас в гостях, но, к сожалению, у нас нет мест на корабле, чтобы взять их с собой. Что же нам делать? Давайте построим лодки, для островитян и тогда они смогут от-правиться вместе с нами.
(Дети выкладывают лодки за столами из цветных полосок картона разной длины).
– Жители Таинственного острова очень благодарны вам ребята, и передали вам подарок, вот этот сундук с сокровищами своего острова. Давайте посмотрим, что там. (Открывают шкатулку там маленькие подарки от жителей острова).
– Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Но чтобы вернуться, нам нужно сосчитать в обратном порядке от 10 до 1 (об-ратный счёт). Как только мы сосчитаем, окажемся в детском саду. (Дети считают).
– Ну, вот мы с вами и в детском саду. Понравилось вам наше путешествие? Поделиться своими впечатлениями вы можете в виде игры. Игра называется «По цепочке». Первый ребенок начинает: «В путешествии мне понравилось собирать кувшины. Катя, а что тебе понравилось?» и т. д.
Список литературы:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная про-грамма для дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
2. Корнилова, В. М. «Экологическое окно в детском саду» : методические рекомендации / В. М. Корнилова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
3. Знакомим дошкольников с математикой / Авт. -сост. Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
4. Свирская, Л. В. Утро радостных встреч : [метод. пособие] / Л. В. Свирская. – М. : Линка-Пресс, 2010. – 240 с.
5. Щербакова Е. И. Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи : методиче-ские рекомендации / Е. И. Щербакова. – М. : Просвещение, 2010. – С. 56 – 60.