Лучший педагог года

Из опыта работы «Использование игровой и продуктивной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста»

Татьяна Малышева
Из опыта работы «Использование игровой и продуктивной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы образовательный процесс в детском саду все больше ста-новится похож на обучении в школе. Традиционно отведенные обществом для дошкольников культурные практики (игровая и продуктивная деятельность, ис-следование-экспериментирование, призванные формировать ребенка как инициа-тивного и самостоятельного субъекта деятельности, вытесняются занятиями-«уроками», которые даются по школьной технологии.

Публикация «Из опыта работы „Использование игровой и продуктивной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Не исключая необходимости и возможности использования «учебных форм» в образовательной работе со старшими дошкольниками,я считаю целесо-образным их ограничение и уравновешивание занятиями, построенными в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

Основные признаки совместной партнерской деятельности – добро-вольное участие детей в предлагаемой работе и включенность в нее взрослого как живого образца осуществления деятельности [2, с. 22].

Для того чтобы занятие протекало в такой форме, необходимы особая орга-низация пространства деятельности, определенный стиль поведения воспитателя, гибкий подбор содержаний, которые несли бы полноценную развивающую на-грузку и одновременно были бы привлекательны и осмыслены для детей.

Продуктивная деятельность – это тот вид культурной практики, кото-рый может быть организован совместной партнерской деятельности взрос-лого с детьми [2, с. 49].

Понятие» продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят репрезентирующий (моделирующий) характер, т. е. особым образом отображают реальный мир. Эта особенность детской продуктивной деятельности роднит ее с сюжетной игрой, столь привлекательной для дошкольников.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я, прежде всего, ориен-тируюсь на общеразвивающие функции продуктивной деятельности. Однако не исключаю и игровую деятельность. На примере интегрированного занятия «Мор-ское путешествие» хочется показать, как я на практике осуществляю работу по этой теме.

Задачи:

Образовательные:

закреплять представления детей о последовательности дней недели;

называть числа в прямом и обратном порядке в пределах десяти;

закреплять умение показывать определенный час;

уметь ориентироваться на листе бумаги;

учить находить целое по известным частям;

учить определять части света по компасу.

Образовательные:

закреплять представления детей о последовательности дней недели;

называть числа в прямом и обратном порядке в пределах десяти;

закреплять умение показывать определенный час;

уметь ориентироваться на листе бумаги;

учить находить целое по известным частям;

учить определять части света по компасу.

Воспитательные:

развивать способность к самооценки при выполнении работы;

воспитывать организованность, умение оказывать помощь друг другу;

продолжать формировать навыки учебной деятельности : внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному плану, выполнять постав-ленную умственную задачу [3, с. 24].

Ход занятия

– Ребята, вы любите путешествовать? (Да).

– На чём можно путешествовать? (путешествовать можно на машине, поез-де, самолёте, на велосипеде, пешком).

– А я вас приглашаю в морское путешествие. На чём можно отправиться в морское путешествие? (На корабле).

– Правильно. Вот посмотрите, какой у меня есть макет корабля. (Показыва-ют макет)

– Скажите, какие основные части корабля вы видите (Я вижу корпус кораб-ля, палубу, мачту, паруса, иллюминаторы). Примерно на таком корабле мы и от-правимся путешествовать.

– Чтобы проверить вашу готовность к путешествию, я вам предлагаю вы-полнить первое задание. (Воспитатель предлагает всем сесть за стол).

– Вы должны соединить все точки между собой по порядку. А затем мы по-смотрим, что у вас получится.

– Молодцы! У всех получились корабли! А вам не кажется, что на наших кораблях чего-то не хватает? (Сопровождает вопрос, показом макета корабля, де-лая акцент на иллюминаторы)

– Иллюминаторов, правильно.

– Какой формы иллюминаторы? (Круглые).

– Чтобы узнать, сколько должно быть иллюминаторов на корабле, я вам предлагаю сосчитать рыбок в аквариуме (Показ слайда аквариума на доске). Де-вочки рисуют на два иллюминатора больше, чем рыбок в аквариуме, а мальчики – на два меньше. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

– Вот теперь ребята мы можем смело отправляться в морское путешествие. Чтобы наш корабль вышел в открытое море, нам необходимо определить курс ко-рабля. Какой прибор может нам в этом помочь? (Компас).

– Я предлагаю вам подойти ко мне и вместе определить наш курс. Ребята, чем интересен компас? Его стрелка всегда показывает на Север. (Воспитатель де-монстрирует перед детьми)

– Какие ещё части света вы знаете? (Юг, Запад, Восток). Давайте правильно установим стрелку компаса и сверим с картой (слайд карты на доске) определим, где мы находимся и куда нам плыть. Воспитатель с детьми встает с детьми лицом на север. Определяет, где находится север, юг, запад, восток.

– Мы находимся на Западе, а нам надо на Таинственный остров. Он нахо-дится на востоке (Воспитатель сопровождает свои слова показом курса на карте).

– Итак, наше путешествие начинается. (Воспитатель предлагает детям за-нять свои места на корабле).

– Ребята, как мы назовём наш корабль (дети предлагают, например: Дружба, Смелый, Победа).

– Теперь нам нужно выбрать капитана корабля. А так как мы в первый раз оправляемся в такое путешествие, разрешите мне быть вашим капитаном, (Воспи-татель надевает фуражку капитана, берёт в руки бинокль)

– Отдать швартовые! Машина, полный вперёд! (Видео, по морю плывут ко-рабли). Прямо по курсу остров (слайд с островом, воспитатель сверяется с кар-той).

– Этот остров Понедельник, и я вам предлагаю на нем побывать. Стоп ма-шина!

– Давайте вспомним, какие дни недели вы знаете. (Дети перечисляют)

Ребенок читает стихотворение: Братцев этих ровно семь,

Вам они известны всем,

Каждую неделю кругом,

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний

Появляется передний.

– Ребята, я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Живая неделька». Мы с вами говорили, что каждый день недели идёт строго друг за другом, поэто-му мы их обозначим цифрами от 1 до 7 (Воспитатель раздает детям карточки с цифрами и спрашивает, какая цифра, какой день недели обозначает)

Звучит команда «Разойдись!», «Дни недели становись!». Дети, сидящие за столами, дают задание каждому дню недели ( Например: понедельник – покру-жись, среда – хлопни в ладоши)

– Молодцы!

– Ребята, на нашем корабле есть запас еды и питья. Но пока мы плыли, не-сколько кувшинов с водой разбились. Чтобы пополнить запасы пресной воды, да-вайте попробуем собрать эти кувшины. (Две команды собирают пазлы с изобра-жением кувшинов. В это время воспитатель спрашивает у детей, которые не уча-ствуют в сборке кувшинов: «Какую воду обычно берут в путешествие?». Ответы детей : чистую, пресную).

– Почему морскую воду нельзя пить? (солёная, грязная).

– Молодцы! Кувшины собраны, теперь нам хватит пресной питьевой воды до конца путешествия. Мы покидаем остров.

– Отдать швартовые! Полный вперед! (Видео плывущего корабля)капитан смотрит в бинокль.

-Впереди по курсу вижу айсберг, сразу стало прохладнее (Слайд) Корабль! Малый ход!

– Ребята, а что такое айсберг? (Ледяная глыба).

– Чем опасен айсберг кораблям? Большая часть айсберга находится под во-дой и его не видно. Чтобы наш корабль не столкнулся с айсбергом, нам нужно быстро выполнить следующее задание. Я буду хлопать в ладоши, а вы должны переводить стрелки часов и показывать на часах такое время, сколько раз я про-хлопала. (По ходу игры задаются вопросы).

– Как называется корпус у часов? Сколько цифр на циферблате? Как назы-вается маленькая (большая) стрелка? Какая стрелка быстрее? Какой стрелки нет на наших часах?

– Молодцы! Плывём дальше.

– Внимание! Прямо по курсу мель (Слайд).

– А что такое мель? (Это такое место на реке или в море, где мелко).

– Чтобы не сесть на мель, нам нужно на карточках заполнить не достающие предметы в пустых клеточках карточки. (Воспитатель проверяет правильность выполнения задания).

– Молодцы!

-Ребята, вам не кажется, что пора подкрепиться. Кто знает, как зовут повара на судне? (Кок – слайд)

– А самое любимое блюдо на нашем корабле,конечно же пельмени.

– Я вам предлагаю налепить пельменей и накормить ими не только себя, но и гостей.

Музыкальная разминка

– Вот мы и подкрепились и можем плыть дальше.

(Дети встают клином)

Исполняется клип о корабле

(На экране слайд с изображением плывущего корабля)

– Ребята, вот мы и доплыли до Таинственного острова (Слайд).

– Нас кто-то встречает. Это жители острова. Как можно назвать людей, ко-торые живут на острове? (Островитяне. Повторяют хором или индивидуально).

– Островитяне очень гостеприимные, но и сами хотели бы побывать у нас в гостях, но, к сожалению, у нас нет мест на корабле, чтобы взять их с собой. Что же нам делать? Давайте построим лодки, для островитян и тогда они смогут от-правиться вместе с нами.

(Дети выкладывают лодки за столами из цветных полосок картона разной длины).

– Жители Таинственного острова очень благодарны вам ребята, и передали вам подарок, вот этот сундук с сокровищами своего острова. Давайте посмотрим, что там. (Открывают шкатулку там маленькие подарки от жителей острова).

– Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Но чтобы вернуться, нам нужно сосчитать в обратном порядке от 10 до 1 (об-ратный счёт). Как только мы сосчитаем, окажемся в детском саду. (Дети считают).

– Ну, вот мы с вами и в детском саду. Понравилось вам наше путешествие? Поделиться своими впечатлениями вы можете в виде игры. Игра называется «По цепочке». Первый ребенок начинает: «В путешествии мне понравилось собирать кувшины. Катя, а что тебе понравилось?» и т. д.

Список литературы:

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная про-грамма для дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

2. Корнилова, В. М. «Экологическое окно в детском саду» : методические рекомендации / В. М. Корнилова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

3. Знакомим дошкольников с математикой / Авт. -сост. Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

4. Свирская, Л. В. Утро радостных встреч : [метод. пособие] / Л. В. Свирская. – М. : Линка-Пресс, 2010. – 240 с.

5. Щербакова Е. И. Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи : методиче-ские рекомендации / Е. И. Щербакова. – М. : Просвещение, 2010. – С. 56 – 60.

Публикации по теме:

Использование элементов игровой терапии в снижении тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Проблема тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста является одной из самых сложных проблем в современной психологии, поэтому.

Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста английскому языку Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста иностранному (английскому) языку. Педагоги и психологи утверждают,.

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний.

Из опыта работы «Использование цветовой системы в обучении нотной грамоте»Из опыта работы «Использование цветовой системы в обучении нотной грамоте» Цветовая система обучения началам нотной грамоты активно используется педагогами - дошкольниками. Радуга - семь цветов. Музыка - семь нот.

Из опыта работы «Систематизация знаний детей старшего дошкольного возраста через ППРС» Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относятся к глобальным.

Конспект занятия по продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Веселый человечек» Программное содержание: - учить детей лепить фигуру человека из отдельных частей, соблюдая пропорции. -закреплять умения детей в процессе.

Обобщение опыта: использование занимательного материала в ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет,.

Обобщение опыта работы «Воспитание безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста» Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Актуальность.

Остеопатическая гимнастика — средство оздоровления детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) Чтобы ребёнок был здоровым и счастливым, надо просто удовлетворять его потребности Л. С. Выготский Оздоровительная работа с дошкольниками.

Психологические особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста Актуальность выполненной работы определяется тем, что личность, как отмечают ряд авторов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Использование игровой и продуктивной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 декабря 2018 в 18:55
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Использование игровой и продуктивной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Малышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД