лариса новикова
Из опыта работы «Использование дидактических игр в обучении декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года) обозначилась необходимость поиска новых форм образовательной работы с детьми, адекватных специфике дошкольного возраста. Новые формы организации педагогического процесса в ДОУ, прежде всего, призваны составить альтернативу традиционным занятиям с детьми, которые подчас характеризуются излишним дидактизмом, насыщением избыточной информацией, доминированием прямых методов обучения, ограничивающих инициативу, самостоятельность и творчество дошкольников.
Публикация «Из опыта работы „Использование дидактических игр в обучении декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Одной из форм организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Огромное значение дидактических игр в воспитании и обучении дошкольников отмечали Ф. Фребель, ВА. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, Н. Ф. Блехер, А. П. Усова, А. К. Бондаренко и др.
Известный детский психолог А. В. Запорожец отмечал необходимость добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.
Традиционно, дидактическая игра как форма обучения дошкольников используется для решения задач познавательного развития, формирования сенсорной культуры, ознакомления с окружающим, в свободной совместной деятельности педагога и детей. Вместе с тем, в обучении дошкольников изобразительной деятельности, дидактическая игра используется крайне редко, в основном с целью закрепления знаний о различных видах декоративно-прикладного искусства. При этом возможности применения дидактической игры для решения специфических задач обучения детей рисованию, в целом, и декоративном рисовании, в частности, изучены недостаточно.
Изложенные факты обусловили выбор темы исследования: «Использование дидактических игр в обучении декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста».
Проблемой исследования стали педагогические условия использования дидактических игр в обучении декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста.
Исследование осуществлялось на базе МБДОУ № 32 г. Орла. В эксперименте приняли участие 4 воспитателя, 20 детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в 3 этапа:
Первый этап– поисково-теоретический. На этом этапе осуществлялся теоретический анализ литературы по проблеме использования дидактических игр в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию, определялся научный аппарат: объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы.
Второй этап - опытно-экспериментальный. На этом этапе были определены методы опытно-экспериментальной работы, проведен педагогический эксперимент, в ходе которого были определены возможности использования дидактических игр в процессе обучения детей дошкольного возраста декоративному рисованию.
Третий этап - заключительно-обобщающий. Он предполагал систематизацию материала, обобщение результатов исследования, оформление работы.
Новизна и практическая значимость исследования состоят в обосновании возможности использования дидактических игр в обучении декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста, в определении педагогических условий обучения декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования нами было установлено, что дидактическая игра представляет собой разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Руководство дидактической игрой обусловлено особенностями самой игры, возрастными особенностями детей и требует большого педагогического мастерства. Правильная организация дидактической игры включает последовательное выполнение ряда этапов:
1) ознакомление детей с содержанием игры и дидактическим материалом;
2) объяснение хода и правил игры;
3) показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие и поясняет, что в противном случае, игра не приведет к желаемому результату;
4) определение роли воспитателя в игре: его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
5) подведение итогов игры, обсуждение ее результата.
Целенаправленное использование дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, на развитие чувства формы, чувства цвета, совершенствование их мышления, воображения произвольного внимание, наблюдательности и памяти, способствует успешному решению задач обучения детей декоративному.
В ходе исследования, проведенной на базе МБДОУ детский сад №32 г. Орла, были получены результаты, которые позволяют охарактеризовать состояние проблемы по использованию дидактических игр в обучении декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, как до начала эксперимента, так и после.
Проведение на констатирующем этапе с воспитателями сада анкетирование показало, что все педагоги используют в работе с детьми дидактические игры, но не все используют дидактические игры по изобразительной деятельности, в том числе в обучении декоративному рисованию. Все это связано с возрастными особенностями детей групп. Педагоги, работающие с детьми старшего дошкольного возраста так же не используют дидактические игры в процессе обучения. Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что воспитатели не уделяют должного внимания дидактическим играм.
Анализ предметно развивающей среды групп позволяет сделать вывод о том, что ее можно назвать развивающей лишь отчасти. В уголке изобразительной деятельности в небольшом количестве присутствуют предметы народно-декоративного искусства. Отсутствуют мини-музей, репродукции произведений, станковой скульптуры. Нет специально оборудованного помещения, возможности сменять «наполняемость» центра творчества, распределять ее по группе. Но все представленные материалы соответствуют возрастным особенностям детей данной группы. Материалы яркие, аккуратно оформлены, находятся в удовлетворительном состоянии, но не соответствуют интересам современных дошкольников.
Диагностика детей старшего дошкольного возраста показало, что у 15% воспитанников выявлен высокий уровень сформированности изобразительных умений и навыков в декоративном рисовании, у 30% - средний уровень, у 55% - уровень ниже среднего.
Уровни сформированности умений декоративного рисования у дошкольников : детей с высоким уровнем – 25%, со средним уровнем – 30%, с уровнем ниже среднего – 30%, с уровнем ниже-ниже среднего – 15%.
При повторных диагностиках старших дошкольников были выявлены уровни сформированности знаний детей о народном декоративном искусстве : высокий – 60%, средний – 40%; уровни сформированности умений декоративного рисования у дошкольников : высокий – 70%, средний – 30%.
Результаты контрольного этапа исследования подтверждают эффективность использования дидактических игр в процессе обучения декоративному рисованию.