Татьяна Канайкина
Использование дидактических игр в формировании числовых представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЧИСЛОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
КОММЕНТАРИИ К СЛАЙДАМ
Слайд 1.
Здравствуйте! Меня зовут Канайкина Татьяна Анатольевна. Представляю Вам методическую разработку по теме: «Использование дидактических игр в формировании числовых представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Слайд 2.
Публикация «Использование дидактических игр в формировании числовых представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Актуальность исследования вопроса формирования числовых представлений у дошкольников определяется той ролью, какую играет в настоящее время процесс осознанного усвоения математических знаний и умений в дошкольном возрасте для их дальнейшего применения в жизненной практике.
В связи с этим наиболее острой является проблема математического развития и обучения в дошкольном возрасте, т. к. для данного возрастного периода характерен наглядно-образный, наглядно-действенный характер мышления, а учебные предпосылки имеют в своей основе формально-логическую структуру.
Особая роль, по мнению З. А. Михайловой и Р. Л. Непомнящей, отводится многофункциональным дидактическим средствам. Сегодня это и блоки З. Деньеша, и палочки Х. Кюизенера, пространственные 3D модели, компьютерные игры и многое другое. Современному педагогу необходимо использовать развивающие возможности этих средств.
Однако, при всем многообразии новых пособий, одним из эффективных средств формирования первичных математических представлений у дошкольников по-прежнему остается традиционная дидактическая игра.
Правильное использование дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста способствует формированию у них четких математических представлений, осознанию понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает прийти к обобщениям, которые затем применяются на практике.
Проблема исследования определена противоречием между большой значимостью дидактических игр как средства развития математических способностей детей и не достаточной разработанностью их вариативного использования для формирования числовых представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы.
Слайд 3.
Цель исследования: выявление эффективности использования подобранных в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования дидактических игр в процессе формирования числовых представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 4.
В ходе работы мы обозначили объект и предмет исследования.
Слайд 5.
В связи с поставленной целью предполагается решение теоретических и экспериментальных задач, представленных на слайде :
Слайд 6.
В работе представлен словарь основных понятий и определений, часть из которых вы видите на слайде.
Слайд 7.
Выдающиеся мыслители прошлого (Я. А Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, видные деятели (М. Монтессори, Ф. Фребель) осознавали, что без предварительной математической подготовки детям будет трудно осваивать школьную программу.
Большую роль сыграли отдельные педагоги-исследователи: Е. И. Тихеева, Л. В. Глаголева, Ф. Н. Блехер, С. И. Волкова, Н. А. Менчинская и др., «школ» и направлений сенсорного воспитания (М. Монтесори, Л. А. Венгер)
Слайд 8.
Анализ теоретических положений использования дидактических игр при формировании числовых представлений у старших дошкольников позволяет сделать следующие выводы:
В развитии числовых представлений при обучении математике старших дошкольников в детском саду можно выделить дидактические игры как средство, с помощью которого формирование числовых представлений происходит наиболее эффективно.
Целенаправленное воздействие на развитие числовых представлений у старших дошкольников через специально организованные занятия с помощью дидактических игр в процессе освоения математических представлений способствует формированию числовых представлений у старших дошкольников.
Дидактические игры в процессе обучения математике активизирует интеллектуальную деятельность дошкольников, способствуют оптимизации процесса обучения, формируют предпосылки учебной деятельности.
Слайд 9.
Средством для решения выявленной проблемы развития числовых представлений у старших дошкольников являются дидактические игры.
Слайд 10.
Исследование проходило на базе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 60 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга. В исследовании участвовали 20 детей старшей группы в возрасте от 5,5 до 6 лет. Возрастная характеристика детей представлена в таблице.
Исследовательская работа включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента.
Цель констатирующего эксперимента: выявить начальный уровень сформированности числовых представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 11.
Задачи опытно-экспериментальной работы представлены на слайде 11.
Слайд 12.
Для исследования использовались специально составленные задания на основе математического материала. Предлагаются задания на выявление уровня овладения детьми представлениями о закономерностях числового ряда от нуля до десяти.
Математические задания для детей составлялись с опорой на «Программу воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.
Слайд 13.
Количественные результаты констатирующего эксперимента представлены на слайде.
По результатам исследования наблюдается преобладание у детей экспериментальной группы низкого и среднего уровня развития числовых представлений. Отметим, что очень низкий уровень в группе не выявлен.
Слайд 14.
Полученные данные представим на рисунке.
Слайд 15.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили нам разработать серию занятий на этапе формирующего эксперимента. Исходя из результатов констатирующего эксперимента, нами была определена цель формирующего этапа эксперимента.
Цель: разработать и апробировать серию занятий с использованием дидактических игр для формирования числовых представлений старших дошкольников.
Слайд 16.
Задачи формирующего этапа исследования представлены на слайде.
Слайд 17.
Для реализации цели и задач формирующего эксперимента нами была разработана программа формирующего эксперимента на основе разработанных дидактических игр, которая включает в себя серию занятий по развитию количественных представлений посредством дидактических игр.
Сроки проведения формирующего этапа эксперимента с января по март 2016 года.
Список и содержание игр, используемых в программе представлены в приложении.
Слайд 18.
На начальной стадии формирующего эксперимента была проведена беседа с родителями о предстоящем эксперименте. Родителя были ознакомлены с программой развития числовых представлений старших дошкольников.
Слайд 19.
Количественные данные вы видите на таблице.
Слайд 20.
Графически результаты представлены на рисунке.
По результатам исследования наблюдается преобладание у детей экспериментальной группы низкого и среднего уровня развития числовых представлений. Высокий уровень наблюдается по двум заданиям - умению воспроизводить числовой ряд в прямом и обратном порядке и способность различать цифры и соотносить их с определенным количеством предметов. То есть простейшими числовыми представлениями дети дошкольного возраста овладели на высоком уровне. Встречаются дети (4 чел, имеющие высокий уровень умения в присчитывании и отсчитывании по единице в пределах 10. Отметим, что очень низкий уровень в группе не выявлен.
Слайд 21.
В ходе эксперимента мы выявляли эффективность дидактических игр для развития числовых представлений у дошкольников.
Эффективность экспериментального исследования мы определили в соответствии с динамикой развития числовых представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр.
Спасибо за внимание.