Наталия Анохина
Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Золотой ключик»
«Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Анохина Н. В. - воспитатель
Мордово – 2014г.
1. Сведения об авторе.
Публикация «Обобщение опыта работы „Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
Анохина Наталия Викторовна – воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик».
Общий стаж работы - 13 лет. Педагогический -10 лет.
Высшее педагогическое образование.
2. Содержание опыта.
Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды.
Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Приоритетным направлением деятельности нашего учрежденияМБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик» является духовно-нравственное и гражданское воспитание детей. Разработанная система по духовно-нравственному и гражданскому воспитанию включает в себя три взаимосвязанных между собой блока: «Мы и наше здоровье», «Мы и наша Родина», «Мы и наши ценности» (каждый блок включает в себя занятия различной направленности, праздники, экскурсии, беседы, викторины, игры и т. д.).
В 2013-2014 учебном году я работала над реализацией данной системы на занятиях по дополнительному образованию дошкольников «Уроки доброты» в старшей группе ДОУ.
При разработке концепции рабочей программы данного курса мы опиралась на цели духовно-нравственного воспитания, сформулированные Ш. А. Амонашвили: «В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образцы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни…».
Поэтому главной целью моей педагогической деятельности являетсявоспитание ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
По своей направленности программа является светской. В соответствии со ст. 3 ч. 1 Закона РФ «Об Образовании» от 29.12.2012г. N273-ФЗ, она включает требования интеграции личности, как в мировую, так и в национальную культуру.
Программа построена в соответствии с личностно-ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить её единством с современными программами дошкольного образования.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач я выделила следующие:
1. Формировать первоначальные нравственные представления о Родине, семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, об осуждении и прощении, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и т. д.
2. Формировать нравственные потребности, стремления, чувства:
-активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким:желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием;
- чувство благодарности и признательности;
- чувство доброжелательности к окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу, сочувствии при огорчении, радость за удачу других, стремление не судить о других детях плохо;
- любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;
- чувство симпатии к людям независимо от их национальности.
3. Формировать нравственные умения и привычки:
- следовать традиции празднования именин;
- составлять рассказ о своем имени;
- проявлять внимание и заботу к старшим, больным, младшим;
- дарить добрые слова, избегать дурных, плохих слов;
- анализировать собственное поведениев ситуации морального выбора; справедливо относиться к людям, допустившим ошибку, не обвиняя и не осуждая их;
- вести себя организованно в общественных местах (уступать место взрослым, маленьким детям;
- соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекать к себе внимание, не мешать другим, соблюдать опрятность);
- в приветливой и доброжелательной форме обращаться к сверстникам с просьбой поиграть вместе, ответить на просьбу товарища принять его в игру, быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, согласиться с замыслом, предложенным сверстником;
- тактично выражать отказ от участия в общей деятельности, вежливо ответить на отказ другого ребенка;
- привычка делать самому все, что можно, не требуя помощи других;
- бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам, соблюдение порядка и чистоты.
Стремление показать ребёнку, что наряду с внешним окружающим миром есть другой, внутренний мир человека – мир желаний, переживаний, чувств и побудило нас к составлению данной программы по духовно - нравственному воспитанию.
Программа представляет собой интегрированный курс, который обеспечивает взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей : краеведения, основами логического мышления, культуры межличностных отношений, художественно- эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью.
В своей работе по данному направлению я использовала методы: наглядные, словесные, практические.
Наглядные методы использую во время:
• чтения рассказов;
• экскурсий в музеи;
• экскурсий по родному краю
• наблюдений;
• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций.
Словесные методы - в процессе:
• чтения литературных произведений;
• чтения стихотворений детьми, воспитателем;
• бесед, обобщающих рассказов;
• загадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• разбора житейских ситуаций;
• проведения викторин, досугов.
Практический метод использую при:
• организации продуктивной деятельности (лепка, рисование);
• изготовлении пособий для занятий, праздников.
Использовала следующие формы работы с детьми :
• кружковые занятия, беседы, обыгрывание ситуаций духовно - нравственного содержания;
• все виды художественно творческой деятельности детей;
• проведение совместных праздников;
• экскурсий, целевых прогулок;
• организация выставок;
• творческие вечера.
Таким образом в моей работе прослеживается несколько направлений:
1. Духовно - образовательное (занятия, беседы);
2. Воспитательно - оздоровительное (праздники, подвижные игры, прогулки);
3. Культурно - познавательное (встречи, экскурсии, концерты);
4. Нравственно - трудовое (продуктивная деятельность).
Особое внимание уделяю работе с родителями. Апробированы следующие формы работы с родителями :
• Родительские собрания на духовно-нравственные темы;
• Анкетирование родителей с целью коррекции процесса по духовно-нравственному воспитанию в семье;
• Индивидуальные консультации;
• Наглядные виды работы : информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ;
• Индивидуальная работа с детьми;
• Совместные праздники.
3. Новизна.
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий, использовании новых методических приемов, использование современного оборудования.
4. Технологичность.
В процессе работы мной собран дидактический материал для занятий, картотеки, игры.
5. Вывод.
Работая по данному направлению «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей», мы убедились, что оно формирует умение понять другого человека, принять его таким, каков он есть, учит жить в согласии с собой и своей совестью, развивает чувство достоинства, помогающее с честью пройти жизненные трудности, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.