Елена Михалкина
Обобщение опыта работы «Развитие песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы
Ориентация современного образования основана на идее гуманизации, гуманитаризции, личностной ориентации и предполагает создание условий успешности развития каждого человека, реализации его способностей, творческого самовыражения в различных видах деятельности. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. В этой связи возросла потребность музыкально-педагогической практики в инновационных педагогических технологиях музыкального образования дошкольников, направленных на раскрытие и развитие их творческого потенциала.
Публикация «Обобщение опыта работы „Развитие песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Песни. Все материалы на тему песен
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Развитие песенного творчества в условиях ФГОС ДО актуально и приобретает в настоящее время доминирующее значение. Это так же объясняется современными требованиями к музыкальному воспитанию дошкольников, необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребенка. С точки зрения ФГОС ДО актуальность заключается в том, что основа развития песенного творчества - игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная деятельность. В исследованиях Н. А. Ветлугиной имеется определение песенного творчества и особенностей этого процесса у дошкольников. Важна тесная взаимосвязь процесса творчества с процессом обучения детей. Именно эта связь является основой, которая обеспечивает активное творческое развитие дошкольников.
Исследованиям данной темы занимались Н. А. Ветлугина, Е. Я. Гембицкая, А. И. Ходынькова, Л. В. Горюнова. По мнению О. П. Радыновой песенное творчество занимает особое место в системе музыкального развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Творческая певческая деятельность тесно связана с поиском собственного варианта исполнения и интерпретации песенного образа с помощью различных средств выразительности.
Что же побудило меня заняться заявленной проблемой?
Изучая данную тему могу сказать, что не все дети интересуются музыкой, в частности песенным творчеством, им не интересно импровизировать, инсценировать, дети быстро устают и не запоминают музыкальные произведения. Проведенный опрос среди родителей также был не утешителен: дома родители практически не поют с детьми, не слушают детскую музыку, не посещают театры. Дома звучит только поп – музыка.
Таким образом, система работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста над песенным творчеством является актуальной на современном этапе развития общества.
К тому же не смотря на значительный вклад исследователей в раскрытие проблемы развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста, многие его аспекты остаются недостаточно изученными. В проанализированных педагогических исследованиях песенное творчество рассматривается достаточно односторонне, чаще, только с точки зрения развития музыкальной деятельности ребенка. Так, разработана музыкально-обогащенная среда (Те Чжин Ми); методический материал для воспитателей (Н. А. Дубровская); песенный репертуар для детей (О. П. Новоскольцева); музыкально-творческие задания и упражнения (Т. Н. Михайлова). Однако, отсутствуют исследования, рассматривающие песенное творчество как сложный интегративный вид деятельности ребенка.
Я считаю, что при определенных условиях песенное творчество может обеспечить раскрытие внутреннего творческого потенциала ребенка.
В течении двух лет, с 2013 по 2015 год я работала над темой по самообразованию «Развитие песенного творчества детей старшего дошкольного возраста как средство формирования музыкальной культуры».
Цель:
Развитие песенного творчества через музыкально – художественный образ, а так же умение петь чисто и выразительно.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности песенного творчества детей шестого года жизни.
3. Разработать и апробировать условия педагогического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества.
4. Изучить специфику развития песенного творчества старших дошкольников в условиях педагогического сопровождения.
Объект исследования: процесс развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста через музыкально – художественный образ.
Предмет исследования: педагогическое сопровождение ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества через музыкально – художественный образ.
Принципы художественно – эстетической направленности:
1. Разностороннее и гармоничное развитие личности
2. Гумманизация и демократизация
3. Комфортность
4. Индивидуализация
5. Прочность
6. Единство с семьей
Условия реализации:
1. Личная заинтересованность над данной темой
2. Изучение нормативно – правовых документов и методической литературы
3. Использование методического и педагогического опыта современных авторов по данной теме
4. Комплексное и системное использование методов и приемов, построенных на основе интеграции
5. Учет индивидуальных особенностей ребенка
6. Использование разнообразных форм организации детской деятельности
7. Создание личностно – значимой для ребенка мотивации – развитие песенного творчества
8. Сотрудничество с педагогами и родителями.
Основа сопровождения: создание ситуаций развития, в которых ребенок и педагог вступают в тот тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые знания, позволяющие решать данные задачи. В процессе взаимодействия взрослые помогают ребенку:
1. Присваивать ценности музыкальной культуры, накапливать слушательский и интонационный опыт, который является основой для песенных импровизаций и музыкально – художественного образа.
2. Личностно раскрываться в творческой песенной деятельности, сохранять лучшие индивидуально – неповторимые черты в творческом самовыражении
Методические приемы работы :
1. Регулярная работа над развитием песенного творчества
2. Точное выполнение детьми артикуляционных упражнений, распевания, фонопедических упражнений, дыхательной гимнастики
3. Спокойная доброжелательная обстановка
4. Составление тематического плана на учебный год
5. Проведение НОД в игровой форме
6. Продолжительность НОД в соответствии с возрастной группой
7. Постепенное усложнение и увеличение нагрузки за счет систематических повторений
8. Интересное, эмоционально значимое для ребенка содержание НОД
9. Использование психологической установки
Работа с детьми.
Музыкально – игровая деятельность (использование выразительных функций детского песенного творчества, а именно вопросы – ответы, песенные разговоры, подражание животным и т. д., которая наиболее эффективна в решении задач развития творчества, совместная деятельность детей и педагогов и детей и родителей, самостоятельная музыкальная деятельность, стимулирование детей к музыкально – творческой деятельности.
Работа с педагогами.
Анализирование методологических подходов психолого – педагогического сопровождения детей, анкетирование педагогов, консультации, открытые НОД, участие в РМО, публикации в сети Интернет конспектов НОД.
Работа с родителями.
Анкетирование, индивидуальные консультации, тематические сообщения, беседы, сотрудничество в создании музыкально образовательной среды, участие в оформлении музыкального зала к праздникам, изготовление атрибутов и костюмов, беседы по вопросам песенного творчества, домашние задания по просьбе музыкального руководителя, совместные праздники и развлечения, публикации материалов в сети Интернет на сайте образовательной организации на личной странице музыкального руководителя https://mbdou5teremok.edusite.ru/p113aa1.html, на личном сайте музыкального руководителя https://muzrukteremok.jimdo.com/, на мини сайте музыкального руководителя https://nsportal.ru/user/50112, в личном блоге https://www.maam.ru/users/hellen7824.
Об эффективности реализации данной системы работы свидетельствует педагогическая диагностика роста в период с 2013 по 2015 учебный год.