Елена Малышева
Из опыта работы «Формирование представлений о растениях, о их взаимосвязи с внешней средой через наблюдения в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы
«Формирование представлений о растениях,
о их взаимосвязи с внешней средой
через наблюдения в природе
и дидактические игры в средней группе»
Природа всегда и везде окружает детей. Это естественная среда, в которой они живут. Действуя своей красотой, яркостью и разнообразием, а также обилием цветов, запахов и звуков, она привлекает дошкольников. Дети любят природу потому, что общение с ней доставляет им радость, развивает у них наблюдательность, любознательность, пытливость, трудолюбие.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Введение детей в мир природы и расширение круга представлений и элементарных понятий непосредственного восприятия природы – одна из главных задач в детском саду. Исходя из этого, основным методом работы с детьми средней группы по экологическому воспитанию было наблюдение, также использовала целевые прогулки, введение моделей, самостоятельное общение с объектами природы, труд в природе с включением элементов опытнической деятельности и дидактические игры.
Продуманное, системное знакомство детей с растениями позволяет развивать у них важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение растения, сравнение (дети находят сходства и различия разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений к сезонам и среде обитания, обобщение (дети учатся объединять растения в группы на основе выделения существенных признаков).
В ознакомлении детей с правилами ухода за растениями во многом помогают карточки-подсказки. Во-первых, у нас на каждом растении висят таблички с основными необходимыми условиями для жизни данного растения. Во-вторых, к тем растениям, которые дети знают, а это: лилия, герань, фуксия, аспарагус, бальзамин есть карточки-паспорта по уходу за каждым из этих растений. Организуя работу с детьми (по уходу за каждым из растений) в уголке природы, предлагаю детям по карточкам рассмотреть и отобрать то, что требуется в данный момент растению и после этого дети трудятся самостоятельно.
В ознакомлении детей с зависимостью роста растений от условий внешней среды удачным был метод – труд в природе с включением элементов опытнической деятельности.
Вместе с детьми провели посадку овса и пронаблюдали за его всходами и ростом в разных условиях (в холоде, темноте, без воды). Дети наглядно увидели и хорошо усвоили, что всем растениям для роста необходимы свет, вода, тепло.
Зная это, дети теперь сами замечают, что именно требуется растениям, видят, что где-то повяли листочки или растение сильно наклонилось к свету, отмечают, что на растениях пыль. И всегда с удовольствием откликаются на помощь по уходу за растениями.
В закреплении знаний о растениях помогают дидактические игры. Игра для детей – это доступная форма деятельности, средство познания окружающего мира, это сама жизнь. Ребенка побуждают к игре любопытство и потребность активно действовать. Игра обогащает маленького человека знаниями, стимулирует развитие мышления, будит фантазию, развивает умения и навыки.
Дидактические игры позволяют решить задачи в игровой форме. В своей работе я использовала следующие игры:
1. «Найди такой же» (необходимо найти растения по сходству);
2. «Найди растение по описанию»;
3. «Опишите, я отгадаю» (угадывание растений по загадке-описанию);
4. «Чего не стало» (отгадать, какого растения не стало);
5. «Покажи без слов» (с элементами пантомимы);
6. «В магазине растений» (лото с элементами моделирования)
Важно, чтобы дети понимали: все, что они делают по уходу за растениями, приносит пользу не только растениям, но и им самим.
Ребенку с раннего возраста необходимо внушать, что любить природу – значит творить добро, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче.