Елена Котова
Опытно-исследовательская деятельность «Чудо-песочек». Формирование представлений детей о свойствах песка (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с песком начинается с младшего дошкольного возраста. Он является одним из первых природных материалов, с которыми знакомят детей.
Наверное, многие замечали, что дети очень любят играть с песком, камушками, шишками. Ребенок стремится к познанию окружающего его мира. И наша задача, как педагогов, направить ребенка, зажечь в нем искру инициативности, познавательного интереса к окружающему.
Публикация «Опытно-исследовательская деятельность „Чудо-песочек“, Формирование представлений детей о свойствах песка (из опыта работы)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Эмоционально окрашенная речь педагога, четкость поставленных задач – вот главный залог развития познавательно активной личности ребенка. Я хотела бы представить вам несколько опытов для работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Опыт №1 Сухой – мокрый песок
Цель:
• формировать представления о сухом и мокром песке.
Задачи:
• рассмотреть сухой и мокрый песок;
• в ходе исследовательской деятельности выяснить, почему сухой песок становится мокрым.
Воспитатель заходит в группу с двумя тарелочками. В одной из которых сухой песок, в другой – мокрый. Подносит их детям.
- Ребята посмотрите, что в этих тарелочках?
Ответы детей: Песочек.
-Правильно. А посмотрите, одинаковый ли песок? Давайте, мы с вами попробуем его пальчиками?
- В одной тарелочке песок …., а во второй ….
- Ребята, а как вы думаете, почему песок мокрый?
Ответы детей: добавили воду, намочили.
А вы хотите добавить воду в сухой песок и посмотреть, что с ним станет?
Один или несколько детей выливают небольшое количество воды в емкость с сухим песком и делают выводы, какой теперь песочек стал.
-Какой, ребята теперь песок?
Ответы детей: Мокрый
- А почему?
Ответы детей: Мы добавили в него воду.
Правильно ребята! Мы свами в сухой песок добавили воду, и он стал – мокрый!
Методические рекомендации: поскольку данная опытно –исследовательская деятельность проводится в младшей группе, следует повторять вопросы, помогать детям при проведении опытов. Подытожить вывод из данного исследования.
Опыт № 2 Какой песок светлее сухой или мокрый?
Цель: в ходе опытно-исследовательской деятельности выяснить, какой песок светлее мокрый или сухой.
Задачи:
• рассмотреть сухой и мокрый песок,
• выявить в ходе исследования какой песок светлее сухой или мокрый.
Воспитатель расставляет на столе три емкости с песком. Две с сухим, одну- с мокрым.
- Ребята, посмотрите, зайчик принес нам песок, и очень попросил помочь. Лесные звери перепутали, где сухой, а где мокрый песок. Давайте им поможем?
Ответы детей: Да
Как вы думаете, какой песок в первой емкости? Почему вы так решили? А чем сухой песок отличается от мокрого?
Дети показывают, где на их взгляд лежит мокрый, а где сухой песок.
-А давайте, мы свами проверим? А как мы сможем проверить?
Ответы детей: попробовать руками, попробовать посыпать.
В ходе опытно – исследовательской деятельности дети определяют емкость с сухим и мокрым песком.
- Ребята, а посмотрите, какой песок светлее сухой или мокрый?
- Правильно, сухой песок светлее, а мокрый темнее.
Вот зайчик обрадуется, что мы разобрались во всем и расскажем ему, как отличить сухой песок от мокрого.
Опыт № 3 Какой песок тяжелее: сухой или мокрый
(средняя группа)
Цель: в ходе опытно - исследовательской деятельности определить, какой песок легче, сухой или мокрый.
Задача:
• взвесить сухой и мокрый песок;
• развивать и поддерживать интерес детей к опытно –исследовательской деятельности;
• упражнять в умении высказывать свои выводы, аргументировать их.
Воспитатель приносит в группу весы, ставя в центр стола.
Несколько минут ожидает вопросов от детей о появившемся в группе предмете.
Например:
- А что мы сегодня будем делать? Откуда вы принесли эти весы?
В любом случае дети, в силу своей любопытности, заинтересуются внезапно появившемся предметом.
Воспитатель:
- Ребята, а как вы думаете, для чего на нужны весы?
Ответы детей:
-Для того чтобы, взвешивать, определять вес.
- Правильно! А как вы думаете, что тяжелее сухой или мокрый песок?
Ответы детей могут различаться.
- А с помощью чего мы можем определить что тяжелее, а что легче?
- А давайте, мы с помощью весов и определим, что тяжелее.
Один или несколько детей, договорившись о своих действиях, выполняют опыт.
- Так что же у нас получается? – уточняет педагог.
Ответы детей: Сухой песок легче, чем мокрый.
- А как вы думаете, почему?
Ответы детей:
Опыт № 4 Лепится –не лепится или "Чудо пирожки"
Цель: формирование представлений детей о свойствах песка
Задачи:
• выяснить, какой песок будет лепиться: сухой или мокрый
• поддерживать и развивать интерес детей к опытно –исследовательской деятельности.
• закрепить представления детей о том, что из мокрого песка можно лепить.
Во время проведения прогулки детей можно познакомить еще с одним очень интересным свойством песка.
Предложить детям две емкости с песком: сухим и мокрым
- Ребята, а как вы думаете, из какого песка сухого или мокрого мы с вами сможем налепить пирожков? Давайте попробуем?
У детей которые делают «пирожки» из сухого песка ничего не получается, а из мокрого лепятся «пирожки» и «пироженное».
А давайте мы с вами откроем магазин? Для этого нам потребуется очень много пирожков. Дети совместно с воспитателем лепят «пирожки», далее опытно – исследовательская деятельность незаметно для детей переходит в сюжетно –ролевую игру «Магазин».
Опыт № 5 Рассматривание песка через лупу (средняя группа)
Цель: формировать представления детей о песке.
Задачи:
• познакомить детей с лупой,
• рассмотреть песок под лупой, выяснить на что похожи зерна песка
• развивать и поддерживать интерес детей к опытно - исследовательской деятельности
Воспитатель вносит в группу «волшебную» коробку.
- Ребята, как вы думаете, что лежит у меня в коробке?
- А вы хотели бы узнать, что в ней на самом деле? Это настоящий волшебный предмет…
Воспитатель достает из волшебной коробки лупу.
- Ребята, а вы знаете, почему лупа «волшебная»?
- Давайте посмотрим! Перед вами на столе лежат различные предметы, посмотрите на них через лупу.
Дети рассматривают через лупу предметы.
- Что происходит с предметами, когда мы смотрим на них через лупу
Ответы детей: они становятся больше.
-А давайте мы рассмотрим песок через лупу.
Что вы видите?
Одинаковые ли песчинки? На что они похожи?
Какие выводы мы с вами можем сде ать?
Как продолжение опытно – исследовательской деятельности детям можно предложить рассмотреть предметы в группе через лупу.
Варианты:
Можно предложить детям для рассматривания через лупу сухой и мокрый песок.