Ульяна Севрюкова
Формирование элементарных математических представлений детей посредством игровой деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнил: Севрюкова У. А, воспитатель МДОАУ № 2, г. Новотроицка
За лето дети, как правило, частично утрачивают усвоенное в младшей группе. В среднюю группу нередко приходят и те, кто прежде не посещал детский сад. Поэтому в начале года 5-6 занятий посвящаю повторению пройденного. Для того чтобы обучение было эффективным, работа по формированию количественных, временных и пространственных представлений должна проводится комплексно.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений детей посредством игровой деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Для закрепления знаний в конце занятия использую коллективные формы работы : организую игровые упражнения, дидактические игры, в которых дети участвуют либо все одновременно, либо подгруппами поочередно. Повторение снимает утомление, дает ребенку возможность почувствовать удовлетворение от своих достижений, поддерживая тем самым интерес к занятиям.
В процессе работы использовались разнообразные методы обучения (практические, наглядные, словесные). Приоритетное место отводилось практическим методам (игра, упражнение, моделирование).
В работе использовала такие дидактические игры как «Что изменилось?», «Найди по форме», «Кому сколько», «Найдите такую же», «Покажи, что больше, а что меньше», «Чудесный мешочек» и другие.
Кроме этого с детьми проводились сюжетно-дидактические игры математического содержания, отражающие бытовые явления («Магазин», «Детский сад», «больница» и др.).
Перспективным методом обучения дошкольников математике является моделирование: оно способствует усвоению специфических предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети использовали модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено условие – кукол в магазине брать нельзя); воспроизводили такую же величину (строили дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой же величины как высота дома-образца, и делали свою постройку такой же высоты, как величина палочки).
Обеспечению принципа наглядности способствует дидактический материал. В работе с детьми наряду с предметной и иллюстративной наглядностью использовала геометрические фигуры, схемы, таблицы. Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. Обучение должно осуществляться как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.
Место и характер использования наглядных (образец, показ) и словесных (указания, пояснения, вопросы и др.) приемов обучения определяются уровнем усвоения детьми изучаемого материала. Развитие представлений о форме осуществляется параллельно и в органической связи с обучением счету, сравнению предметов по их размеру и т. д.
Очень важно также, чтобы работа по развитию представлений о форме была тесно связана с обучением разным видам изобразительной деятельности, так как задача воссоздать предмет (нарисовать, слепить, сконструировать) всегда вызывает необходимость в четком восприятии его формы.
Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы.
Большую пользу приносят упражнения в группировке фигур по форме и другим свойствам, а также в раскладывании фигур в порядке возрастания и убывания размера. Для упражнений детей в различении фигур вне занятий использовала игровые упражнения и дидактические игры: «Чего не стало?» или «Что изменилось?», Для индивидуальных упражнений использовала игры «Найди пару», «Подбери фигуры соответствующей формы». В свободное время от занятий и режимных моментов с детьми проводила игровые упражнения, направленные на развитие зрительно расчленять предмет на части и воссоздавать его из частей («Выкладывание орнамента по рисунку», «Разрезанные картинки» : «Игрушки», «Грибы», «Ягоды»; «Узнай предмет по его части» и др.). Ориентировка во времени развивается у ребенка в основном в повседневной жизни. Вместе с детьми рассматривала картинки, на которых были изображены дети (взрослые) в какой-либо деятельности. Выясняла, что они делают; ставила вопросы: «А ты что делал утром? Днем?», «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?». Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» ребенку усвоить сложно. Поэтому постоянно обращалась к детям с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера? Куда пойдем завтра?».
Представление «близко», «далеко» дети получают, производя действия с игрушками и предметами, «Чей мяч покатился дальше? Кто дальше бросил снежок?» постоянно ребенок усваивает значение слов: ближе, дальше, близко, далеко. Ориентировка в пространственных направлениях – непременный компонент любого практического действия. Большие возможности для соответствующих упражнений имеются на физкультурных и музыкальных занятиях, при проведении утренней гимнастики и подвижных игр. Четкая ориентировка в пространстве обеспечивает правильное выполнение двигательных упражнений.
В ходе объяснения нового материала детей привлекаю к совместным действиям. Они, например, могут показывать, какой длины предмет, все вместе (хором) сосчитать предметы и т. п. Необходим неоднократный показ новых для детей действий, при этом меняются наглядные пособия. Чем разнообразнее работа детей с наглядными пособиями, тем более сознательно они усваивают знания. Детей постоянно учу пояснять свои действия, рассказывать о том, что и как они делали, что получилось в результате. При необходимости даю образец ответа, ставлю дополнительные вопросы, в отдельных случаях начинаю фразу, а ребенок ее заканчивает.
Усвоение детьми программного материала в большей мере определяется работой, направленной на формирование навыков учебной деятельности. Важно с первых занятий развивать у ребят умение заниматься, систематически приучать к внимательному наблюдению за действиями воспитателя и одновременному слушанию его указаний. Дети должны научиться одновременно начинать и одновременно заканчивать работу, действовать самостоятельно, не мешать друг другу, доводить дело до конца.
Особой заботы требует развитие умения внимательно следить за действиями и ответами товарищей. Детям предлагаю помочь товарищу : уточнить, дополнить, исправить ответ. При этом у них поддерживается доброжелательное отношение друг к другу.
Постоянно оценивая результаты работы детей, приучаю их контролировать свои действия, сопоставлять то, что сделали, с тем, что надо было сделать (соответственно образцу, замечать неточности, ошибки, стремиться их исправить.