Анна Инькова
«Рисование». Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование, подобно игре, является одним из любимейших детских занятий. "Это - зеркало чувств, зрелости и развития личности ребенка".
"Но в возрасте шести - семи лет отмечается резкое снижение интереса детей к этой сфере деятельности. Это происходит потому, что в связи с общим развитием и накоплением опыта, с ростом зрительной культуры и наблюдательности дети становятся способны к адекватной самооценке.
Публикация «„Рисование“, Из опыта работы» размещена в разделах
Если рисунок не удовлетворяет их требованиям, они начинают стесняться своей работы, отказываются показывать её другим и т. п. В результате у ребенка появляется неуверенность в себе и своих возможностях, что отрицательно сказывается не только на его отношении к рисованию и лепке, но и на общем психическом развитии и эмоциональном благополучии.
Вместе с тем при правильном педагогическом руководстве в этот возрастной период многие специалисты считают наиболее благоприятным для развития детского творчества" (из программы "Радуга").
Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста показывает, что одним из факторов, влияющих на развитие детского творчества и поддерживающих интерес детей к к изобразительной деятельности, является использование нетрадиционных технологий. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного приносит детям раскованность, радость, дает толчок к творчеству.
В имеющейся литературе чаще всего раскрывается суть новой техники и, в лучшем случае, предлагается тематика. Методических рекомендаций, а тем более разработок, я не встречала. Поэтому предлагаю свой опыт по реализации данной проблемы в работе со старшими дошкольниками. Считаю, что он будет полезен, особенно молодым педагогам.
В работе с детьми я опробовала почти все предлагаемые новые техники: пальцевую живопись, кляксографию, монитипию, воскографию, граттаж, рисование пластилином, тушью, цветным клейстером, печать и т. д. Остановлюсь на тех, которые считаю наиболее приемлемыми и целесообразными в работе с дошкольниками, вызывающих у них наибольший интерес, дающих зримые результаты, а отсюда и радость творчества, и удовлетворение от проделанной работы.
1. РИСОВАНИЕ ТАМПОНЧИКОМ.
Тампончики я изготавливаю из кусочков поролона, свернутых в трубочку, которые вставляю (вкручиваю) в использованные фломастеры. Это очень удобный инструмент (желательно иметь несколько размеров, который используется при рисовании земли, травы, крон деревьев, меха животных, а также цветов и ягод.
2. ГРАТТАЖ (ПРОЦАРАПЫВНИЕ).
Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании. Это очень полезное занятие для дошкольников, а главное - оно им нравится. Ребята постоянно спрашивают, когда они снова буду рисовать на "волшебных листочках". Их не отпугивает даже то, что руки у большинства из них после работы напоминают руки трубочиста.
3. РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ.
Эту технику мы используем при рисовании овощей и фруктов, а также при рисовании темы "Русская красавица в зеленой кофточке, белом сарафане".
При рисовании овощей и фруктов сначала делаем набросок простым карандашом, а затем "закрашиваем" пластилином.
В работе над темой "Русская красавица. " использовали сочетание разных материалов: фломастеры, пластилин, акварель. Сначала ребята на 1/2 альбомного листа фломастером рисуют березку (каждый свою, затем кусочком пластилина, скатанным в колбаску, рисуют ей зеленые веточки-косы и травяной покров.
Подобные занятия являются не только хорошим упражнением для подготовки к письму руки, но и развивают внимание, воспитывают усидчивость, аккуратность, будят фантазию.
Итак, учитываю все вышесказанное, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных техник рисования обогащает и расширяет художественный опыт детей, помогает им раскрепоститься, почувствовать себя свободными, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами передать труднее, то есть почувствовать уверенность в себе и своих силах, ощутить радость творчества.
Работы детей широко используются в оформлении интерьера детского сада. Это также является дополнительным стимулом к развитию детского творчества и поддержания интереса к данному виду деятельности.
Буду рада, если представленный материал окажется полезным, особенно молодым начинающим педагогам.
ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!