Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект итогового занятия в старшей группе «Встреча в клубе юных экологов» к Дню экологических знаний
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие по образовательной области «Ребенок и природа» в старшей группе по теме «Встреча в клубе юных экологов» к Дню экологических знаний
Цель: воспитание основ культуры в области охраны окружающей среды и природопользования.
Публикация «Конспект итогового занятия в старшей группе „Встреча в клубе юных экологов“ к Дню экологических знаний» размещена в разделах
- День экологических знаний, образования
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Задачи: систематизировать представления об объектах живой и неживой природы, развивать интерес к скрытым свойствам и качествам объектов и явлений природы, жизненных правлений растений и животных. Формировать умения устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями природы, умения правильного взаимодействия с миром природы, бережного использования природных ресурсов. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать нравственное, эмоционально положительное и эстетическое отношение к природе, ответственность за состояние природы ближайшего окружения.
Материал: иллюстрации животных, растений, насекомых, птиц, объектов природы, карта-схема «Экология – наука о природе»,
экологический куб, карточки к парной игре «Зеленые карты», экологические знаки, шапочки к подвижной игре «Лягушки и цапля», корзинка с иллюстрациями лекарственных растений, принадлежности для экспериментов (баночки для воды, фильтровальная бумага, спички, песок, вода, почва, дерево, листья.
Начало занятия:
1. Проблемная ситуация «Назови одним словом изображения»
Цель: активизировать мыслительную деятельность детей.
На доске висят иллюстрации с изображением природных объектов (растений, животных, птиц и т. д. Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации.
Воспитатель: Как назвать одним словом все, что изображено на картинках? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Это природа – дом для животных, птиц, растений, для человека. Это наш общий дом. Природу нужно беречь и охранять. А для этого надо хорошо ее знать.
2. Рассматривание карты-схемы «Экология – наука о природе»
Цель: закрепить у детей понятие «экология».
Воспитатель вывешивает на доске карту-схему «Экология – наука о природе».
Воспитатель: Сегодня наша очередная встреча в Клубе юных экологов. Экология – это наука о природе. В ней много разделов. Экология изучает животных, птиц, насекомых, растения, экологические катастрофы, правила поведения в окружающей природе.
Дети рассматривают разноцветную карту-схему с картинками-символами: желтый цвет – животные, синий – птицы, оранжевый – насекомые, зеленый –растения, красный – экологические катастрофы, фиолетовый – правила поведения в природе.
Воспитатель: Сегодня в клубе юных экологов мы проверим, как хорошо вы знаете природу, ее объекты, правила поведения. Я подготовила для вас игры и задания. Выбрать сектор игр и заданий нам поможет экологический куб. Вы будите бросать его, он покажет номер сектора.
Ход занятия:
1. Разминка «Зарядка для ума»
Цель: активизировать внимание детей.
Воспитатель: Проведем нашу традиционную разминку «Зарядка для ума».
У меня для вас вопрос.
Дайте правильный ответ:
Словом «да» или словом «нет»!
• Дать кто может мне ответ: «Еж меняет шубу?» (нет)
• Рыбка спит на дне пруда? Это правда, дети? (да)
• Быстро дайте мне ответ: «Лед зимой бывает?» (да)
• А полынь и лебеда - это фрукты, дети? (нет)
• Подскажите мне ответ: «Спят зимой медведи?» (да)
Воспитатель: Молодцы. Зарядка прошла на десятку! Начинаем нашу встречу в Клубе юных экологов. Бросайте куб, чтобы определить цвет на карте-схеме и задание.
Дети бросают куб, считают количество точек и определяют номер сектора на карте-схеме «Экология – наука о природе».
2. Загадки про птиц
Цель: закрепить представления о внешнем виде, образе жизни, повадках птиц.
Воспитатель: Выпал синий сектор. Слушайте первое задание – загадки про птиц.
Загадки по выбору воспитателя. По мере того, как дети назовут отгадку, воспитатель выставляет иллюстрацию птицы на мольберт.
3. Парная экологическая игра «Зеленые карты»
Цель: закрепить понятие о простейших цепях питания диких животных.
Воспитатель: Выпал желтый сектор. Предлагаю игру «Зеленые карты». Перед вами зеленые карточки с растениями и животными. Ваша задача – составить пары, подобрать чем питается животное.
Дети берут по одной карточке и составляют пары.
4. Дидактическая игра «Подбери картинку к словам»
Цель: закрепить представления о повадках насекомых, активизировать словарь детей.
Воспитатель: Выпал оранжевый сектор. Сейчас мы проверим, что вы знаете о насекомых.
У детей карточки с изображением насекомых.
Воспитатель называет слова, а дети должны подумать, какие из них подходят насекомому изображенному у них на карточках, показать карточку и назвать насекомое (муравей, шмель, пчела, таракан, кузнечик и т. д.).
Слова: муравейник, зеленый, мед, трудолюбивая, красная спинка, пасека, улей, жужжит, надоедливая, звенит, стрекочет, паутина, ползет, летает, вредитель, летающий цветок, соты, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, рыжеусый, защитная окраска, отпугивающая окраска, полосатый, рой, нектар, пыльца.
5. Экологическая игра «Лесовичок»
Цель: закрепить правила поведения в природе.
Воспитатель: Выпал фиолетовый сектор. Проверяем, как вы знаете правила поведения в природе.
Перед детьми набор предупреждающих экологических знаков (ягода, муравейник, ландыш, паутина, бабочка, скворечник, еж, костер, гнездо и т. д.).
Дети выбирают знак и рассказывают, как себя вести около данного объекта природы.
6. Подвижная игра «Лягушки и цапля»
Цель: обеспечить смену видов деятельности, оптимальный двигательный режим.
Воспитатель: Объявляю двигательную паузу
Выставляет карточку с соответствующим знаком. Дети в шапочках лягушек. Ведущего «цаплю» выбирают с помощью считалки.
Игра повторяется 2 – 3 раза со сменой ведущего.
7. Дидактическая игра «Зеленая аптека Айболита»
Цель: закрепить представления детей о лекарственных растениях, их использовании человеком в целях поддержания здоровья и лечения.
Воспитатель: Выпал зеленый сектор. Проверим ваши знания о растениях.
Перед детьми корзинка с иллюстрациями лекарственных растений.
Воспитатель загадывает детям загадки. Кто из них отгадает, ищет это растение в корзинке и объясняет, как его использует человек для лечения и поддержания здоровья.
8. Экспериментальная деятельность в «Лаборатории по спасению природы»
Цель: воспитывать основы культуры в области охраны окружающей среды и природопользования.
Воспитатель: Выпал красный сектор. Выясним, как надо охранять природу. Ведь леса, поля, реки могут исчезнуть. Надо учиться правильно вести себя в природе: не оставлять мусор в лесу, не загрязнять реки, моря, не срывать цветы, не ломать ветки деревьев.
Воспитатель показывает иллюстрации - «грязная река», «пожар в лесу», «сухая земля».
Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию по спасению природы.
Опыты и эксперименты:
• Очистка грязной воды,
• Как погасить огонь (опыт проводит воспитатель, дети наблюдают и делают выводы,
• Опыт с почвой «Как почва впитывает влагу».
9. Коллективная деятельность «Спасем дерево»
Цель: формировать экологическое самосознание, закрепить правила поведения в природе.
Воспитатель: Что может сделать каждый человек, чтобы сохранить природу? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Мы можем не бросать мусор в парках, лесах, не выливать грядную воду в реку, не бросать в реку бутылки, не разводить костры в лесах.
Воспитатель: У природы есть друзья,
Это мы, и ты, и я!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Воспитатель выставляет дерево, обращает внимание детей, что оно без листьев.
Воспитатель: Давайте спасем дерево – вернем ему листья. А для этого надо решить экологические задачи. Дети решают задачи и приклеивают листья к дереву:
• В лесу выросли ландыши. Что вы сделаете?
• На улице вы увидели дерево с надломанной веткой. Что вы станете делать?
• Вы гуляете в парке. Увидели много мусора в кустах. Как вы поступите?
• Вы идете по лесной тропинке, а впереди большой муравейник. Что вы сделаете?
• На дорожке в деревне вы увидели ежа. Вы заберете его домой?
• Вы с родителями приехали на лесную полянку и увидели горящие угольки в костре. Что вы сделаете?
• Вы с бабушкой пошли в лес по грибы. Как вы будете собирать их?
Воспитатель: Посмотрите, как зазеленело наше дерево.
Мы его спасли. А это значит, что вы все знаете и выполняете правила поведения в природе.
Окончание занятия:
Вопросы к детям:
- Что такое природа?
- Для чего нужна природа людям?
- Надо ли охранять природу?