ольга толмосова
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Таинственное исчезновение буквы Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте
«Таинственное исчезновение буквы «Р»
Подготовительная группа «Лазорики»
Задачи:
Развивающие :
Развивать :
• умение анализировать и обобщать;
• слуховое внимание;
• память;
• логическое мышление;
• артикуляционный аппарат;
• общую и мелкую моторику пальцев рук;
• связную речь, умение чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
Публикация «Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе „Таинственное исчезновение буквы Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
•Совершенствовать грамматический строй речи : развивать умение подбирать нужное слово, правильно произносить окончания в словах, согласовывать существительное с прилагательным, образовывать относительные, качественные прилагательные.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий;
Совершенствовать умение слушать и слышать педагога.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
Словарная работа:
обогащение словаря:
- относительными, качественными прилагательными: варенье из малины –малиновое, варенье из клубники- клубничное, варенье из слив -сливовое, варенье из смородины -смородиновое, варенье из черники -черничное.
- преодоление нарушений слоговой структуры слова в скороговорках.
проговаривание сложных слов: пестроголовые
Предварительная работа:;
Дидактическая игра: «Четвертый лишний»;
Заучивание скороговорок, различной слоговой структуры.
Материал: ранец с предметами: пенал, ластик, мел, краски, тетрадь, ручка, карандаш.
Предметные картинки для закрепление навыка звукового анализа двусложных слов типа руки, репа, рыба, шары, роза.
Презентация «Артикуляционная гимнастика», «Четвёртый лишний».
Вступительная беседа.
Воспит. Здравствуйте, ребята, а вы не слышали о происшествии, которое произошло вчера. Пропала буква «Р», а с ней и звук [Р].
- Заблудился звук в словах, не найдут его никак! Помогите, помогите, звук скорее отыщите!
Звучит песня “Пластилиновая ворона”. Выбегает ворона.
Ворона. Кра-кра-кража! Кра-кра-кра-кража! Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано! Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку!
Воспит. Стой, ворона, не кричи! Не кричи ты, помолчи! Жить не можешь без обмана! У тебя же нет кармана!
Ворона. Что ж вы раньше не сказали! Кар-раул! Кар-рман укр-рали!
Воспит. Стой, ворона, не кричи, не кричи ты, помолчи! А это что висит у тебя на шее?
Ворона. Ну, ладно это я взяла букву «Р». А что нельзя, это ведь моя буква : «ВО-РРРРО-НА». Что хочу, то и ворочу!
Воспит. (обращаясь к вороне) :
Ой, ворона, ой, ворона, что ты прячешь за спиной?
Ворона.
Я летела налегке,
Но в своем вот рюкзаке
Захватила на занятие
Самых разных мелочей.
Ворона достаё т из рюкзака предметы:
Пенал, ластик, мел, краски, линейка, тетрадь, ручка, карандаш, журнал с «нелепыми» предложениями.
Ворона: Вот сколько предметов я принесла, а ещё у меня есть журнал с непонятными предложениями. Я ничего не могу понять, помогите мне разобраться.
Развитие фонематических представлений.
1. Роя норку старый кот, разрыхлил нам огород. (крот)
2. Испугался гнома Рома, заревел он громче гнома. (гром)
3. Мышь на дне реки живёт, ходит задом наперёд. (рак)
4. Лежали на столе тучки, тучек было четыре штучки. (ручки)
5. У печки с удочкой сижу, от рыбы глаз не отвожу. (у речки)
6. Воробьишка поскакал – где-то кошек отыскал. (крошек)
7. У Федьки и репки корень крепкий. (редька)
Ворона: Ну, сколько разных мелочей у меня тут. Ребята, как вы думаете, где я побывала? (В школе) Как можно назвать одним словом эти предметы? (Школьные принадлежности) Произнесите слово «стол». Какой последний звук? Звук [Л]. На стол мы будем класть предметы со звуком [Л].
(Пенал, ластик, мел, линейка).
Произнесите слово «ранец». Где находится звук [Р]? В начале слова, значит в ранец мы кладем предметы со звуком [Р].
(Краски, тетрадь, ручка, карандаш).
Ворона. Я построила себе новое большое гнездо, но не могу подобрать мебель. Помогите мне. И тогда я вам верну вашу букву. Пойдемте со мной в магазин.
Воспит. Ну что ребята поможем вороне? (Да).
Ворона. Но перед дорогой нужно размяться.
Артикуляционная гимнастика
Воспит. Давайте потренируем свои язычки перед дальней дорогой.
(Дети садятся на стульчики c индивидуальными зеркалами и выполняют упражнения артикуляционной гимнастики (мод музыкальное сопровождение и стихи, которые читает логопед) :
Наш веселый Язычок повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо, наш веселый Язычок.
Тик-так, часики идут, тик-так, песенку поют.
А потом наш Язычок пошел гулять, на крылечке загорать.
Язык широким положи и спокойно подержи,
Язык иголочкой потом потянем тонким острием.
На крылечке полежал, на качели побежал:
Есть качели на лугу: вверх-вниз, вверх, вниз,
Я качаться побегу: вверх-вниз, вверх-вниз.
Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой.
Ворона. Ну что в путь дорогу. Чтобы нам веселей идти, давайте в пути поиграем.
Игра “Звукофоры”. Дети вместе шагают под марш. При остановке музыки воспитатель называет слово, а дети поднимают цветовой сигнал, соответствующий определённому звуку (гласный- красный цветовой сигнал, синий- согласный, (например, первый звук в слове “арбуз” - красный сигнал). Слова: Завтрак, перемена, ужин, юбка, ребёнок, линейка, тропинка, урок, прыгать, решать, обед, играть.
Ворона: Сядем на пригорке, отдохнём, проговорим скороговорки:
1. На горе, на горке горько ревёт Егорка.
2. Во дворе горка, под горкой норка.
3. Грозди рябины на солнце горят.
4. Рябит от рябины в глазах у ребят.
5. На горе Арарат растёт крупный виноград.
6. Проворонила ворона воронёнка.
7. Роет землю старый крот, разоряет огород.
8. Орёл на горе, перо на орле.
Ворона: Со скороговорками вы справились и язычки свои размяли, а вот лапки, «фу» спутала, у вас же пальчики вы умеете передвигать? Ну-ка покажите мне.
Пальчиковая гимнастика “ Ботинки” (выполняется под музыку)
Берем пластмассовые крышки от бутылок и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И “идем” пальцами, как ножками, не отрывая “обувь” от поверхности стола, “шаркая”. После каждого двустишия – смена рук.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперед шагнули. (Смена рук)
И пошли по переулку
На веселую прогулку. (Смена рук)
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки. (Смена рук)
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
Покажите вороне, где правый, а где левый ботинок.
Воспит: Отдохнули, пришло время дальше отправляться в путь, солнышко высоко, идти далеко.
Но! Мы не просто прошагаем,
Мы все слоги прочитаем!
Солнышко нас в гости ждет.
Каждый лучик свой найдет,
Картинку к схеме подберет”.
Дети шагают по слоговой дорожке, читая слоги:
“РА”, «РЕ»,
“РО”, «РЯ».
“РУ”,
“РИ”,
“РЫ”
Прошагав по слоговой дорожке, рассаживаются каждый у выбранного солнечного лучика и выполняют свое задание.
Воспит. Пришли мы на поляну. Смотрите, какое солнышко светит. Давайте немного отдохнем, присядьте на лучики и составьте слова по этим карточкам (Звуко-буквенный анализ слов : ракета, рис, рука, репа, рыба, роза, рябина).
Молодцы!
Воспит: “На картинки посмотрите, их названия скажите”!
Игра «Мягкий, твердый звук».
Воспит. показывает слайд с изображением деревьев: береза, рябина, кедр, смородина.
Ворона. (Ворона произносит все названия деревьев, четко произнося звук [Р]).
Дети по очереди называют картинки: береза, рябина, кедр.
Воспит: “Картинки вы смогли назвать, здесь лишнюю кто сможет показать”?
Дети показывают и объясняют (лишняя «Кедр», потому что в названии этой картинки слышится звук “Р”, а в остальных “Рь”).
Воспит. Ну что пойдем дальше. (Дети идут дальше за вороной)
Ворона. Вот мы и пришли с вами в магазин, помогайте мне выбрать вещи, но только те в которых есть мой любимый звук [Р].
Игра «Четвертый лишний».
Воспит. показывает слайд с картинками вещи: кровать, табурет, кресло, ковер, картина, тумба, холодильник, стол, подушка.
Воспит. Молодцы ребята справились с заданием. Ты довольна ворона?
Ворона. Ну да, как я и обещала, верну вам букву «Р». И еще хочу угостить вас всех чаем с вареньем. В этом году я наварила много варенья из разных ягод.
Игра «Какой, какое, какая».
Воспит. показывает слайд с изображением ягод: смородина, малина, клубника, вишня, слива ит. д.
Варенье из малины, какое?
Варенье из клубники, какое?.
Варенье из слив, какое?.
Варенье из смородины, какое?.
Варенье из черники, какое?.
Варенье из вишни, какое?
Варенье из бананов, какое?
Ворона. Спасибо, вам дети, за помощь. Теперь у меня уютное гнездо. И на прощание я хочу подарить вам портреты буквы «Р». Чтобы вы меня не забывали. А еще я хотела бы с вами сфотографироваться на память, чтобы смотреть на фотографию и вас вспоминать.
Воспит. А ты ворона исправляйся, больше бери без спроса буквы. Ведь нам без них плохо.
Ворона. До свидания. (Ворона улетает под музыку «Пластилиновая ворона».)
Воспит. Мы провели время весело. Что вам понравилось? Что вы запомнили?