елена руденко
Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи
в старшей группе «Птицы».
Задачи:
Уточнить представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, об особенностях жизни в зимних условиях. Учить видеть и устанавливать связь между строением клюва и питанием птиц. Формировать умение выявлять причинно - следственные связи в природе.
Публикация «Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе „Птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе, желание заботиться о птицах.
Развивать связную речь. Продолжать учить детей отвечать на вопросы в грамматически правильной форме. Развивать связную монологическую речь. Познакомить с новым словом – наковальня.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание картин с изображением зимующих и перелётных птиц. Чтение художественных произведений, заучивание стихов.
Оборудование: Запись «голоса птиц», «ёлки», «сугробы», «снежки», 2 шишки, силуэты птиц, клювы птиц, 2 обруча, изображения птиц, фантастическая птица, кормушка.
Ход занятия.
-Ребята, чьи голоса мы слышим? (птиц)
-В какое время года можно услышать такое радостное пение? (весной) А как вы думаете зимой можно встретить птиц или они все улетели?
Давайте мы с вами отправимся в зимний парк и убедимся, есть ли там птицы? Но сначала надо потеплее одеться, ведь на улице зима.
Обуваем ножки в новые сапожки,
Шапку на головку и завяжем ловко
А на руки перчатки (массаж пальцев)
* * *
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой
Этот пальчик для того чтоб показывать его,
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине,
Этот пальчик безымянный избалованный он самый,
Этот пальчик хоть и мал, очень ловок и удал,
1, 2, 3, 4, 5 (загибают пальчики)
Вышли пальчики гулять.
Вот мы с вами уже и в парке. А какая птица появится на этом дереве вы узнаете отгадав загадку. Её нам загадает Катя Ш.
* * *
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
Действительно оперение синицы яркое и красивое. Кажется, что птичка нарядилась в жёлтую блузку с чёрным галстуком и в зелёный плащик. А головку украсила тёмной шапочкой.
А вот она и прилетела и на ветку села.
Давайте и мы присядем и послушаем рассказ С. Алексеева «Синица».
«Была холодная зима. К окну дома прилетела синичка. Ей было очень холодно. Возле окна стояли дети. Им стало жалко синичку. Дети открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичке было холодно и голодно, и она стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму птичка прожила в клетке, и дети кормили её».
1 Как дети поступили с синичкой?
2 Почему дети так поступили?
3 Как ещё они могли поступить с синичкой?
4 А можно ли держать её дома всю зиму?
5 Что лучше: покормить синичку на улице или впустить её в комнату?
6 Почему же зимой можно встретить так много синичек в городе, парке, около жилищ человека?
7 А какие запасы делают для себя синицы сами?
8 А как вы понимаете выражение: «Помоги птице зимой, а летом она тебя отблагодарит?»
9 Как люди говорят о птицах, которые живут рядом? (помощники, друзья, соседи, спасатели и т. д.)
Предлагаю дальше детям поехать на лыжах по зимнему парку.
Физминутка
Мы лыжники, мы лыжники
Возьмём – ка палки в руки
И дружненько, и дружненько
Пойдём мы друг за другом
Вместе с детьми мы замечаем птицу, которая сидит на верхушке дерева. Предлагаю Вике описать эту птицу, что бы дети отгадали о ком речь.
Рассказ Вики: «Эта птица хитрая и ловкая. Голова, крылья и хвост у неё чёрные, а всё остальное серое. Они умеют лаять как собаки, смеяться. Они любят развлекаться, они как дети катаются с ледяных горок. Эти птицы очень умные и дружные, они выручают друг друга из беды». (Это ворона).
Эта хитрая ворона приготовила для вас задание. Нужно по клюву определить, что это за птица, чем она питается и почему она этим питается? (Воспитатель показывает карточки, на которых изображены клювы дятла, снегиря, клёста, а дети дают ответы).
А ещё ворона хочет, чтобы вы ребята в красный обруч собрали картинки с изображением перелётных птиц, в синий обруч – зимующих, а в пересечении кругов поместить птицу, которая и перелётная, и зимующая (снегирь).
Предлагаю детям дальше по зимнему парку пройти и снегиря найти.
Физминутка
Через сугробы мы шагаем
Выше ноги поднимаем.
Раз, два, раз, два
Выше ноги поднимаем
Мы находим снегиря, любуемся им, а Саша читает стихотворение.
***
Стынут лапки на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо? – На берёзе
Яблоки поспели.
Подойду поближе к ней –
И глазам не верится:
Стайка алых снегирей
Облепила деревце!
Вместе с детьми замечаем на дереве кормушку, на которой лежат ягоды рябины, семечки, хлебные крошки и кусочек сала. И рассуждаем, кто из птиц может сюда прилететь.
А как по – другому можно назвать кормушку? (птичья столовая).
А кто знает стихотворение про кормушку?
Ребята зачитывают стихотворение «Новая столовая» З. Александрова.
Под деревом находим 2 шишки.
- Ребята, как вы думаете, кто лакомился этими шишками? (ответы детей)
Послушайте, что я вам расскажу: «Вот этой шишкой лакомился клёст, она целая. У него клюв крестом. Клёст ловко поддевает кривым клювом чешуйку еловой шишки и достаёт семена. Шишка остаётся целой, клёст не повреждает её.
А этой шишкой питался дятел, она распотрашенная. Дятла иногда называют кузнецом. И в лесу можно найти его наковальню. Дятел вставляет шишку в развилку между ветками и начинает её долбить своим твёрдым клювом, как кузнец молотом. После того, как дятел полакомился шишкой, она выглядит именно так.
- Ребята, я нашла портрет какой – то странной птицы (фантастическая птица). Как вы считаете, такая птица могла прилететь в птичью столовую? (ответы детей). Наверное, художник напутал что – то или хотел нас развеселить.
- Ребята, мне кажется, птицам так понравились ваши ответы, что они решили вам подарить на память свои портреты. (Дети находят под деревом карточки с изображением птиц). А что это за птицы вы узнаете, когда соедините точки. А затем можете раскрасить их.
- А сейчас мы с вами пойдём на улицу и понаблюдаем, какие птицы прилетели к нам на участок, и покормим их.