Оксана Боровикова
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия
Цель: обобщить у детей знания полученные ранее.
Задачи:
- образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей роли гласного; совершенствовать навыки звукового анализа; совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме; закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи
Познакомить детей с понятием «ударение».
Публикация «Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
-развивающие: развивать фонематическое восприятие, мышление и речь детей; закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений по опорной схеме.
- воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Оборудование: проектор, экран, конверт с письмом; картинки; фишки: красные, синие, зеленые; указка; карточки для определения образа звуков; картинки (астра и пион, карточки - задания для каждого ребенка; сундучок;
Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Методические приё мы: наглядный, словесный, игровой, практический.
Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог.
Ход занятия.
У ПАННО,Орг. момент.
Воспитатель (В) : – Ребята, к нам сегодня в группу пришли много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети (Д) : – Здравствуйте.
Эмоциональная настройка.
В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Д: – Хорошее, радостное, веселое.
В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.
Ребята, к нам прилетел шар. Посмотрите, что это такое? (конверт не подписан).
- Давайте откроем конверт и посмотрим что там. (Воспитатель читает письмо).
«Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я приглашаю вас совершить увлекательное и интересное путешествие в страну «Сообразилию»., Вы сможете найти сюрприз, который я приготовил для вас, если пройдёте все испытания. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Ваш Самоделкин!
Задание № 1.
«Кто внимательный».
Раздаю Всем по три фишки (красную, синюю, зеленую)
Цель - нужно правильно показать схематический образ звука.
Но для начала давайте вспомним, какие бывают звуки?
Д: - Гласные, согласные, а согласные твердые и мягкие
В: - Какие звуки называются гласными и почему?
Д: - Гласные звуки мы поём, воздух проходит свободно, не встречая преград.
В: - Какие звуки называются согласными и почему?
Д: - Согласные звуки не поются, им мешают зубы, губы и язык.
В: - Я буду называть звук, а вы показывайте схематический образ. Если я назову гласный звук, какую карточку вы покажете?
Д: - Красную.
В: - Если я назову твердый согласный звук, какую карточку вы покажете?
Д: - Синюю.
В: - Если вы показали зелёную карточку, то какой я назвала звук?
Д: - Мягкий согласный звук.
А, Б, В, У, О, Б^, И, Я, Г, Д, Р^, Л ^.
2 задание.
Кто вас, дети, крепко любит?
Кто вас нежно так голубит? Мама дорогая.
Воспитатель: «Какое самое любимое слово всех детей в мире?»
Дети: «Мама».
-Сколько слогов в слове «мама»? Какие?
-Назовите первый слог. Какой второй слог?
Воспитатель: Слоги в слове «мама» одинаковые. Какой слог произносится чуть протяжнее? (Воспитатель предлагает 3-4 детям произнести слово).
Послушайте, я сейчас более протяжно произнесу второй слог – «ма-маа».
-Так говорят? (Нет).Слог, который произносится чуть протяжнее, который «заметнее» в слове, называется ударным, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком.
Есть такие слова что если в них поменять ударение то меняется и смысл слова! Например:
замок — замок, орган (тела) — орган (муз. инструмент, хлопок — хлопок,
3 задание. Игра «Поищи слово».
Воспитатель: Ребята, в русском языке есть короткие слова, которые прячутся в более длинных словах. Для того чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Какие слова спрятались в слове:
Песок – сок, рыбак – бак, кулак – лак, фасоль – соль, Борис – рис, пирог – рог, Король – роль,
А теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка Буквы
В старом дереве дупло.
Это домик буквы О.
(Дети делают круговые движения руками.)
Рядом с нею на суку
Примостилась буква У.
(Садятся на корточки.)
В гости к ним издалека
Прибежала буква А. (Бегут на месте.)
Прилетела буква Я
На спине у воробья. (Машут руками, как крыльями.)
Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут отдохнут,
То опять плясать начнут.
4 Задание «Живые слова».
- Ребята вам нужно придумать по этой схеме предложение на тему «Весна»,
(показываю поочередно три схемы с разным количеством слов)
1. Наступила весна. приглашаю два ребенка играем в живые слова
2. Прилетели перелетные птицы. аналогично три ребенка
3. На улице звенит капель.
Динамическая пауза «Прогулка в лес».
Ходьба с высоким подниманием колен. Перешагиваем через оставшиеся сугробы, перепрыгиваем через ручеек (прыгаем на двух ногах).
Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о!
Налетел ветерок: ф-ф-ф!
Идем присаживаемся на стульчики лицом к экрану
5 Задание. На экране «Весенний лес». Ребята, надо отгадать загадки. Отгадка появляется на экране. Появляются звери. Ваша задача определить сколько слогов в названии каждого животного. (Белка, сова, волк, заяц, лиса)
Задание 5. А теперь проведем звуковой анализ слова лиса.
Один ребенок у доски. Проводим звуковой анализ. Разбираем каждый звук и выкладываем на мольберте.
Сколько звуков в слове лиса? (4)
Определим первый звук (ль)
Какой он? (согласный, мягкий, фишка зеленого цвета) и т. д.
Определим второй звук (И)
Какой он? (гласный, фишка красного цвета) и т. д.
Молодцы!
Повернулись к рабочему месту. (У каждого ребенка на столе картинка и карточка для проведения звукового анализа.)
Пальчиковая гимнастика.
6 Задание : Провести звуковой анализ слова. У каждого ребенка своя картинка. Выполняют самостоятельно.
Воспитатель проводит индивидуальную работу.
Сюрприз от Самоделкина: на экране аудиофайл
«Приключения Карандаша и Самоделкина»
Итог занятия. Возвращаемся к панно.
Понравилось вам в Сообразилии?
Что понравилось больше?
В чем трудности возникли?
Большое всем спасибо за работу!
Вы молодцы!
Письмо от Самоделкина:
«Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь.
Я приглашаю вас совершить увлекательное и интересное путешествие в страну «Сообразилию».
Вы сможете найти сюрприз, который я приготовил для вас, если пройдёте все испытания. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее.
А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час!
Ваш Самоделкин!