Павлова Оксана Николаевна
Конспект контрольного занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект контрольного занятия по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе.
ТЕМА: «Цветик-Семицветик»
Возраст: подготовительная к школе группа.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Публикация «Конспект контрольного занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Цель: Закрепление навыков звуковой культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи:
Образовательные:
различать и правильно использовать термины «звук», «буква», «гласный», «согласный», «слог», «слово», «предложение»;
определять наличие заданного звука и его место в слове;
упражнять в делении слов на слоги, определяя количество слогов;
учить составлять предложение с предложенным словом;
учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные);
упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.
Развивающие:
развивать фонематические процессы;
развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, память;
развивать умение отвечать на вопрос педагога полным ответом.
Воспитательные:
создать хорошее настроение;
воспитывать чувство товарищества, умение слушать педагога и товарищей, желание и умение работать в коллективе;
поощрять активность и самостоятельность.
Демонстрационный материал: цветок с семью лепестками, конверт с письмом, сюжетная картина «Весна»,
Раздаточный материал: цветные квадраты (красные, синие); карточки с цифрами 1,2,3,4; полоски-схемы для составления предложения, разрезные буквы, мультимедийная презентация.
Организация детей: в кругу, за столами.
Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.
Структура:
I. Организационный момент (чтение письма Мудрой Совы).
II. Работа по теме занятия.
1. Задание «Отгадай загадку, описать и придумать предложение».
2. Задание «Где прячется звук».
3. Задание «Подели слова на слоги и определи их количество».
4. ФИЗМИНУТКА
5. Задание «Перевертыши».
6. Задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки»
7. Задание «Буква рассыпалась».
III. Итог занятия.
Ход:
I.Орг. момент:
Логопед: Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, веселое.
Логопед: Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
(Дети становятся в круг).
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Логопед: Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок (Цветик - семицветик). А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?
Логопед открывает конверт, достает письмо и читает: «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями - загадками. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.»
II.Основная часть.
Логопед: Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, а также узнаем, чему еще стоит поучиться до начала обучения в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.
Итак, откроем первым красный лепесток!
1. Задание «Отгадай загадку, опиши и составь предложение по картине».
Я раскрываю почки
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня … (весна)
Логопед: Молодцы! Ребята, а скажите какая она, весна?
Дети: теплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, дождливая, шумная, зеленая, ветреная, звонкая, запоздалая, Весна – красна.
- Молодцы ребята!
(садятся за столы)
Логопед: Ребята, посмотрите на слайд (на слайде картина «Весна»). Вам нужно по этой картине составить предложения о весне.
Дети составляют предложения про весну и определяют количество слов в предложении.
Логопед: На ваших столах есть полоски-схемы. Давайте выложим несколько предложений с помощью этих схем. А Даша сделает это на доске.
1. Наступила долгожданная весна. 2. Появились первые весенние подснежники.
(Дети выкладывают схемы предложений. После проверяем на доске).
Логопед: Вы правильно охарактеризовали весну и выполнили первое задание Мудрой Совы.
Логопед: Следующий будем открывать оранжевый лепесток?
2. Задание «Где прячется звук?»
Отгадайте-ка, ребятки,
Мои трудные загадки.
А потом определите,
Где живет звук – расскажите.
Логопед: Мы с вами должны отгадать загадки Мудрой Совы и определить, где живет в этих отгадках звук: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем. Логопед читает загадки. Дети отгадывают загадки.
а) - Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)
Логопед: Где в этом слове стоит звук [д]?
Дети: В середине слова.
б) - В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)
Логопед: Где в этом слове живет звук [р]?
Дети: В начале слова.
в) - Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут.
(Гнездо)
Логопед: Где в этом слове живет звук [о]?
Дети: В конце слова.
г) - Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы.
(Скворечник)
Логопед: Где в этом слове живет звук [с]?
Дети: В начале слова.
д) - В самый разгар
Весенней поры
Капает сок
С белоснежной коры.
(Береза)
Логопед: Где в этом слове живет звук [а]?
Дети: В конце слова.
Логопед: Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились. Следующий лепесток отрываем желтый.
3. Задание «Подели слова на слоги и определи их количество».
Логопед: У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4. Задание понятно? Начали.
Логопед показывает картины (радуга, верба, проталины, грач, снег, одуванчик, капель, ледоход, а дети определяют количество слогов и поднимают карточки с соответствующей цифрой.
Логопед: Молодцы. Все верно. Отрываем следующий лепесток (зеленый, а там вот какое задание.
4. Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше, выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
А теперь представьте детки,
Будто руки наши - ветки.
Покачаем им дружно,
Словно ветер дует южный.
Логопед: Отрываем следующий - голубой лепесток.
5. Задание «Перепутанные слоги».
Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Перевертыши». Вам нужно переставить слоги так, чтобы получилось слово (жу-ла, ва-тра, шко-ны-сол, чка-бо-ба, ча-ту, блик-ра-ко).
Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Логопед: Следующий лепесток у нас синий. Слушайте задание.
6. Задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки».
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее,
Воробей погоде рад.
Заглянул к нам месяц …. (МАРТ)
Логопед: Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «МАРТ». Для этого у вас на столе лежат квадратики синего и красного цвета.
-Какие звуки обозначаются синим цветом?
-Какие звуки обозначаются красным цветом?
-Сколько звуков в слове «МАРТ»?
-Какого цвета первый квадратик? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «МАРТ».
Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова Март. Один ребенок работает у доски.
Логопед: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?
Молодцы!
Логопед: И остался последний фиолетовый лепесток. Какое же там задание давайте посмотрим.
7. «Буква рассыпалась».
Логопед: Ребята у вас на столах лежат элементы букв. Вам нужно из них собрать букву, назвать ее и придумать слово на эту букву.
Несколько элементов букв на столах у детей. Каждый ребенок собирает букву, придумывает слово на эту букву.
Собирают букву, выходят к доске и придумывают слова на эту букву.
(К, П,В, Д, М,У, И, Б)
III. Итог занятия :
Логопед: Ребята вот и справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.
Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?