Юлия Полунина
Итоговое музыкальное занятие для средней группы «Живая музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
Живая музыка. Итоговое занятие для детей средней группы (проводить ближе к концу учебного года).
Цель: Объединить различные виды музыкальной деятельности в рамках общей игровой ситуации и дать возможность детям творчески проявить себя в них.
Задачи:
1. Закрепить музыкальные понятия: «ноты», «композитор».
Публикация «Итоговое музыкальное занятие для средней группы „Живая музыка“» размещена в разделах
2. Расширять музыкальный кругозор (познакомить с новым музыкальным произведением («Подснежник» П. И. Чайковского) и вспомнить те, которые слушали на других занятиях.
3. Учить играть на музыкальных инструментах.
4. Учить двигаться красиво под музыку.
5. Выразительно, с настроением исполнить песню.
6. Развивать фантазию, музыкальные представления через звукоизобразительность, игру на музыкальных инструментах.
7. Развивать внимание, музыкальное мышление через задания определить, у кого «самый низкий голос», «самая громкая музыка», «самая весёлая музыка» в лесу и т. д.
8. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе.
9. Показать тесную связь музыки и природы.
10. Формирование эстетического вкуса через понятие «живой музыки».
Атрибуты: нотный сборник с пустым листком, блокфлейта, нотки на магнитах (разложить в разных местах зала, портреты композиторов: П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, белка (игрушка, медведь (игрушка, корзинка, 7 иллюстраций – подсказок, лёгкие платочки для импровизации, конфеты, тучка из картона. Музыкальные инструменты: металлофон, маракасы, барабан, бубен.
Музыкальные записи: Фонограмма пения птиц, «Полёт шмеля» Н. А. Римского-Корсакова, «Подснежник» П. И. Чайковского,
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку. Выстраиваются возле пианино.
Музыкальное приветствие.
- Мы с вами на прошлом занятии учили новую песенку. Как она называется?
(Дети: «Сложим песенку».)
- Давайте споём.
Муз. руководитель открывает ноты и показывает детям пустой лист.
- Ой! Ребята, а я не могу сыграть вам мелодию. Нотки пропали. Что же делать? (Дети: их надо найти.) Где же нам их искать? (Дети.. .)
- Ребята! Наверное, нотки улетели в лес. Ведь они не любят скучать, они любят звучать. А в лесу весной столько живой музыки – пение птиц, журчание ручейков.. .
Ребята, вы хотите найти нотки? (Дети: ДА.)
- Тогда отправимся в лес по тропинке. Мы же играли с вами в игру «Куда ты, туда и я»? Значит, никто из нас не потеряется в лесу. Идём змейкой друг за другом.
(Дети идут за воспитателем, не держась за руки. Муз. руководитель подыгрывает на блокфлейте. Сначала змейкой обычным шагом, потом на носках, выстраивают круг и идут по кругу поскоками, останавливаются в кругу возле пня.)
- Посмотрите, мы оказались с вами на лесной поляне. Давайте подышим носиками. (Вдыхаем аромат цветов.)
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? (Лиса)
(Дети:. Лиса) Упражнение «Лиса».
Упражнение «Лес ночной».
Лес ночной был полон звуков:
Кто- то выл – У-у,
А кто мяукал – Мяу-мяу.
Кто-то ухал, – Ух-ух,
И кричал – Ай-ай,
И глазищами вращал.
Ну, а кто-то тихо-тихо
Тонким голосом молчал!
- Ребята, мы зачем пришли с вами в лес? (Дети: за нотками)
- Посмотрите, на пне корзина, а в корзине картинки – подсказки. Давайте присядем возле чудесной полянки под дубом и посмотрим.
Пока дети усаживаются на стульчики, М. Р. выдвигает доску и располагает картинки внизу доски.
- Посмотрите внимательно на картинки. А теперь скажите, у кого в лесу самый низкий голос. (У медведя.)
Воспитатель берёт игрушку и «идёт» к ребятам.
Воспитатель держит Мишку в руках и отдаёт нотку Муз. руководителю. (Нотки сразу размещаются на нотном стане.)
- А у кого самая быстрая музыка в лесу? Вот вам музыкальная подсказка?
Звучит «Полёт шмеля» Н. А. Римского-Корсакова.
- Как называется произведение? (Дети: «Полёт шмеля») А кому мы должны сказать спасибо за подсказку? Как называют человека, который сочиняет музыку? (Дети: композитор) Обратимся к композитору за ноткой.
(Нотку М. Р. находит под портретом композитора на доске.)
- А у кого самая громкая музыка в лесу? Посмотрите на картинки.
- Вы помните, что нотки любят живую музыку. Надо что-то спеть или сыграть и нотка к нам вернётся. Я предлагаю взять музыкальные инструменты и сыграть импровизацию «Гроза».
Импровизация «Гроза». (1 барабан, 1 бубен, 1 металлофон, маракасы, остальные - ладошки).
- Молодцы, ребята. У вас получилась настоящая гроза. (Воспитатель снимает нотку с тучки под пение птиц в записи.)
- Вы слышите, чьи это звонкие голоса? (Дети: Это птицы.)
- Кто может показать, как поёт кукушка? - Дети:. .. .
- Ребята, покажите птичек в нашем лесу? (На ели возле птичек лежит нотка) Ребята, мы с вами нашли ещё 1 нотку. Ведь у птиц самая прекрасная и звонкая музыка в лесу.
Нотку расположить на доске.
- У кого самая весёлая музыка? Отгадайте музыкальную загадку.
По просьбе муз. руководителя одна девочка поёт «Песенку белочки».
- О ком эта песенка. Посмотрите на картинки. (Дети: белочка)
Муз. руководитель достаёт белочку из дупла.
- Ребята, Белочке понравилась песенка, и она хочет с нами поиграть.
Музыкальная игра «Не опоздай!».
(Муз. руководитель играет, а воспитатель держит игрушку в руках)
- Но где же нотка? Может в дупле?
Достать нотку и расположить на доске.
- У кого самая нежная музыка? Снова музыкально - танцевальная подсказка. (М. Р. под музыку П. И. Чайковского «Подснежник» показывает как «распускается цветок» - прозрачный шарфик, собранный в комок в двух ладонях).
Дети: Это цветы.
- Мы сейчас услышали музыку первых весенних цветов. Вам она понравилась? (Дети:. ..) Какая она?
- Как называются первые весенние цветы? (Дети: Подснежники.)
- Вас не удивляет, как такие нежные, скромные цветочки появляются, когда ещё снег на полях лежит. Просто чудо какое-то! Правда?
- Эта удивительная музыка так и называется «Подснежник». Её придумал и записал нотками композитор П. И. Чайковский. Вот на доске его портрет (показать портрет).
А хотите, мы оживим эту музыку танцем? Покажем, как распускаются цветы. Надо передать красоту, нежность, лёгкость музыки в движениях.
Двигательная импровизация под музыку. П. И. Чайковского «Подснежник».
Нотку находим в коробке с шарфами.
Теперь давайте вернём нотки на нотный стан.
Сколько же у нас ноток? Давайте посчитаем.
И из них мы можем сложить что? (Дети: песенку.)
Исполнение песни «Сложим песенку».
- Хорошая у вас песенка получилась, весёлая, живая. Это, наверное, потому, что вы нашли все нотки.
- Понравилось вам наше путешествие сегодня? (Дети:. ..)
- А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
- А что значит живая музыка? (Ответы детей)
- Музыка в записи – это живая музыка? (. ..)
- А можно сказать, что музыка живая, потому что всегда разная – то весёлая, то грустная, то быстрая, то медленная…
- Я очень рада, что вы это поняли. Вы сегодня такие молодцы. И если вы споёте мне ещё одну песенку, я угощу вас конфетами.
«Гуси»
Гуси, гуси!
- Га – га – га!
Есть хотите?
- Да – да – да!
Кашу с маслом?
- Нет – нет – нет!
А чего вам?
- Нам конфет!