Инна Кирьякова
Музыкальное занятие для средней группы «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей»
▼ Скачать + Заказать документы
В игровой форме дети учатся различать тональность музыки : веселая, грустная. Учатся подражать музыкантам в соответствии с характером музыки (марш, колыбельная, игра на воображаемом барабане).
Программное содержание:
Рассказать детям о том, что музыка может передавать настроение, характер людей.
Развивать умение слушать музыку, определять ее характер, самостоятельно менять движения со сменой частей музыки.
Публикация «Музыкальное занятие для средней группы „Музыка выражает настроения, чувства, характер людей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Средняя группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Учить узнавать по тембру и называть детские музыкальные инструменты.
Развивать певческие навыки: петь песни естественным голосом; вместе начинать и заканчивать пение, петь легким звуком, эмоционально.
Самостоятельно строить круг, сопровождать пение движением, исполнять ведущие роли.
Материал: Игрушка Петрушка.
Видеоиллюстрации к пьесе Д. Кабалевского «3 подружки».
Музыкальные инструменты : металлофон, треугольник, бубен, барабан, деревянные ложки, погремушки.
Ширма.
Шапочки различных овощей.
Ход ОД
Дети под марш входят в группу.
Муз. рук. : Встретил марш вас, так привычно!
Но что-то в зале необычно.
Вижу много я гостей.
Поприветствуем скорей!
Дети приветствуют гостей музыкальной песенкой- приветствием
«Здравствуйте» Картушиной
Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают
ладонями вверх-вниз)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки! (топают ногами)
Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают
пальчиками по щечкам)
Пухленькие щечки!
Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)
Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)
Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)
Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами)
Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)
Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос
указательным пальцем)
Здравствуйте, гости! (машут рукой над головой)
Здравствуйте!
Дети остаются стоять в кругу.
М. р. : Ребята, к нам на занятие пришел Петрушка. Он очень хочет посмотреть, как вы умеете слушать музыку, петь, танцевать. Давайте с ним поздороваемся по-разному (ласково, грустно, сердито, весело). Молодцы!
Как вы думаете, какое у него настроение?
Дети: Веселое, радостное!
М. р. : Правильно, потому что он рад встречи с нами, на его лице изображена улыбка, и он сам любит шутить, всех веселить и загадывать загадки. А вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да, любим!
М. р. Тогда, вот вам первая загадка от Петрушки: сейчас будет звучать музыка, различная по характеру. А вы должны внимательно ее слушать и выполнять соответствующие движения под музыку. Вы готовы?
Дети. Да!
Упражнение «Барабанщики».
(Марш. Музыка Э. Парлова; Барабанщики. Музыка Д. Кабалевского; Колыбельная (фрагмент). Музыка С. Левидова.)
(Дети самостоятельно выполняют движения в соответствии с характером музыки : бодро идут под «Марш»; «Барабанщик» - останавливаются. Поворачиваясь лицом в круг, имитируют игру на барабане; «Колыбельная» - присаживаются на корточки, положив руку под щеку.)
М. р. Молодцы, ребята! Правильно выполняли движения под музыку. Давайте с вами закрепим как должен звучать «Марш» (бодро, чётко, энергично, «Колыбельная» (напевно, ласково, спокойно, «Барабанщики» (ритмично, бодро).
Вот как весело плясали
И немножечко устали.
Сядем, отдохнем,
На стульчики пройдем.
Дети под музыку проходят на стульчики.
М. Р. : Ребята, а какое у вас сейчас настроение?
Дети: Хорошее, радостное!
М. Р. : Почему?
Дети: Мы отгадали загадки Петрушки.
М. р. Ребята, а вы знаете, что музыка может передавать не только настроение людей, но и черты человеческого характера. У нашего Петрушки есть 3 подружки. Их зовут: Резвушка, Плакса и Злюка. Давайте попробуем определить по звучанию музыки : кто сейчас к нам спешит в гости.
Мы тихонечко сидим и готовим ушки,
Потому что мы хотим научиться слушать.
Слушание. Д. Кабалевский. Плакса. Злюка. Резвушка.
Звучит пьеса «Резвушка».
М. р. Какая по характеру эта музыка? О какой девочке идет речь?
Дети: Эта музыка веселая, радостная, быстрая. Это Резвушка.
М. р. Молодцы, ребята. Слово резвушка происходит от слова резвая – то есть быстрая, живая, игривая. Это девочка – непоседа, попрыгунья, которой так трудно усидеть на одном месте. И музыка подвижная, живая, веселая, шаловливая. (Показать детям видеоиллюстрацию Резвушки). А кого сейчас изобразит нам музыка?
Звучит пьеса «Плакса».
Дети: Эта музыка рассказала о Плаксе.
М. р. А как вы догадались?
Дети: Музыка похожа на слезы. Музыка грустная.
М. р. Правильно. Послушайте, какие горькие слезы проливает плакса, даже взвизгивает иногда. (Звучит фрагмент пьесы). (Показать иллюстрацию Плаксы).
М. р. А какого ребенка мы называем злюкой?
Дети. Который злится, дерется.
М. р. Да, к сожалению, бывают такие дети – злюки, сердитые, драчливые, всех обижают и никого не пожалеют.
Звучит пьеса «Злюка».
М. р. Музыка колючая, громкая, резкая, некрасивая, потому что она рассказывает про злюку. (Показ иллюстрации «Злюка»)
Ребята, давайте мы покажем настроение трех подружек мимикой: Резвушка
(Дети улыбаются); Злюка (взгляд злой, исподлобья); Плакса (грустный взгляд, уголки губ опущены вниз, показать пальчиком как слезы капают на ладошку).
М. р. Как вы думаете, Петрушка рад, что мы и с этими музыкальными загадками справились и познакомились с его тремя подружками?
Дети: Да, рад!
М. р. Значит какое у всех нас настроение?
Дети: Бодрое, веселое!
М. р. : А теперь пришла пора,
Песни спеть нам, детвора.
Но прежде чем петь, мы подготовим свой голосок распевкой.
Распевка с пальчиковой игрой
М. р. : Молодцы! Ребята, Петрушке очень интересно, узнаете ли вы песенку по мелодии? Слушайте внимательно.
Музыкальный руководитель играет мелодию песни «Осень наступила» муз. Насауленко
Дети узнают песню и называют ее.
М. р. Какое настроение у этой песенки?
Дети: Весёлое, светлое.
М. р. : Да и петь мы её будем негромко, напевно, дружно.
Дети поют песню «Осень наступила» Насауленко.
М. р. : Дождик прошел, и на огороде созрел урожай овощей. Каких? Вспомните «Огородную-хороводную».
Дети. Лучок, морковка, капуста.
М. р. Давайте споем эту шуточную песню, а шофер повезет наш урожай на машине.
Исполняется песня – игра «Огородная-хороводная».
(Дети учатся самостоятельно строить круг, сопровождать пение с движением, исполнять ведущие роли).
Педагог хвалит детей, активизирует застенчивых детей. Ребёнок –шофёр «везёт» детей к у боковым стульчикам, они присаживаются.
М. р. Но на этом Петрушкины загадки не закончились. Сейчас вы услышите звучание различных музыкальных инструментов. Узнайте их по «голосу».
Проводится музыкально – дидактическая игра «Узнай инструмент»
(Муз. руководитель играет за ширмой по очереди на металлофоне, треугольнике, ложках, бубне, барабане, погремушках. По мере узнавания выкладывает их на стол).
Педагог хвалит детей и спрашивает, все ли инструменты подходят для игры плясовой мелодии?
Дети отвечают, что барабан не подходит, потому что под него удобно маршировать, а не плясать.
Исполняется русская народная мелодия «Ах вы, сени» : на пиано (тихо) звучат погремушки, на форте (громко) – все остальные инструменты.
М. р. Ребята, какое у вас настроение? Почему? (Дети отвечают, что им было весело, радостно, потому что они отгадали все загадки, собрали хороший урожай, спели знакомые любимые песенки).
М. р. А с какими тремя подружками мы познакомились, как их зовут?
(Дети отвечают, что в гости к нам приходили Резвушка, Злюка, Плакса).
М. р. С помощью чего мы смогли определить характер, настроение этих девочек?
Дети. Нам помогла музыка.
М. р. Правильно, теперь мы с вами знаем, что музыка может выражать характер, настроение и чувства людей.
Педагог хвалит детей за активную работу на занятии.
М. р. : Ребята, Петрушке понравилось у нас. И он хочет вас угостить.
(Угощение). Давайте поблагодарим нашего гостя и попрощаемся с ним.
Дети: Спасибо! До свидания!
М. р. А теперь давайте попросим нашего шофера отвезти нас в группу. Поехали! До свидания!
Занятие заканчивается, дети покидают музыкальный зал.