Лучший педагог года

IT-технологии в практике дошкольного учителя-логопеда

Елена Мотохина
IT-технологии в практике дошкольного учителя-логопеда
▼ Скачать +Заказ

В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных методов и приемов обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Основной проблемой для ДОУ становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с тяжёлыми нарушениями речи. Большим подспорье решений данных задач всё чаще становятся инновационные технологий.

Публикация «IT-технологии в практике дошкольного учителя-логопеда» размещена в разделах

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования призывает учителей-логопедов регулярно повышать свою компетентность в работе с детьми и родителями, используя новые нестандартные формы взаимодействия. В работе с воспитанниками мы используем современные образовательные технологии, различного рода оборудование (интерактивные доски, компьютерные обучающие и развивающие презентации и игры, чтобы повышать и поддерживать их познавательный интерес.

Новые реалии жизни поставили учителей-логопедов, воспитанников и родителей (законных представителей) в такие условия, в которых они должны осваивать новые формы обучения – дистанционного: онлайн -занятия, с использованием образовательных платформ, запись для детей видео-уроков, обучающие презентации и др. – всё то, что может быть обучающим «на расстоянии» - дистанционно.

Дистанционное коррекционно-развивающее обучение строится в соответствии с теми же целями, задачами, содержанием, что и очное обучение. Но форма подачи материала, взаимодействия учителя-логопеда и дошкольников между собой будут иными.

Дидактические принципы организации дистанционного обучения должны быть теми же, но реализуются они особыми способами, обусловленными спецификой новой формы коррекционно-развивающего обучения, возможностями информационной среды.

Современное общество активно создаёт новую информационную культуру, в которой живут наши дети. Детям интересно всё, что связано с компьютером и учителялогопеды используют этот интерес для повышения учебной мотивации, активизации речевой, познавательной деятельности ребёнка на логопедическом занятии.

Использование ИКТ во время образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно - иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом логопедического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Ещё К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности», но часто возникает проблема, где найти нужный материал, и как лучше его продемонстрировать. Использование на логопедических занятиях мультимедийных технологий обеспечивает оптимальное усвоение материала детьми, повышает эмоциональное восприятие, развивает пространственное воображение и все виды мышления у детей.

Применение мультимедийных технологий решает проблему дефицита наглядности. Экран притягивает внимание, которого порой трудно добиться при фронтальной работе с воспитанниками. Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

ФГОС нацеливает учителей-логопедов на активное взаимодействие с родителями, вовлечение их в образовательное пространство, повышение их педагогических компетенций, максимальное использование родительского потенциала. И для того, чтобы сделать работу с родителями наиболее продуктивной, учителя - логопеды используют интерактивные формы, различного рода презентации, регулярно пополняют интернет - сайты ДОУ актуальной информацией, организуя совместную с родителями продуктивную и творческую деятельность. Современный логопед все чаще применяет в своей профессиональной деятельности ноутбуки, компьютеры.

Решая вопросы внедрения в логопедическую практику новых технологий, необходимо помнить и о пагубном влиянии их на здоровье воспитанников.

Вопросом здоровья подрастающего поколения озабочены сегодня все, начиная с государства, заканчивая родителями. Об этом говорят часто и много. Мы слышим удручающие цифры по поводу нездоровья наших детей.

Проблема эта обусловлена множеством объективных факторов, от нас порой не зависящих: экология, сезонные вирусные заболевания, наследственность, образ жизни, включающий в себя вредные привычки, неправильное питание и низкая двигательная активность и недостаточный уровень образования родителей. Воспитанники с ТНР более всего подвержены влиянию этих факторов, так, как в основе их речевого заключения лежит, прежде всего, нарушение физического и психического здоровья.

Учителями –логопедами нашего ДОУ были разработаны авторские видеороликов, историй и сказки.

Целью использования данной IT технологии в практике учителей-логопедов является повышения эффективности коррекционной работы.

Задачи:

- Формировать бережное отношение воспитанников к своему здоровью, посредством авторских интерактивных методик.

- Организовать взаимодействие учителей-логопедов, педагогов и детей в совместной практической деятельности.

- Создать условия для повышения мотивации образовательной деятельности родителей (законных представителей) воспитанников в домашних условиях.

- Создавать имидж и повышать статус дошкольного учреждения.

Разработанный нами IT прдукт помогает связать новые технологии со здоровым образом жизни и сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Здоровьесбережение – система мероприятий по сохранению здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесбережения достигается за счет использования разнообразных технологий, применяющихся с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.

Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях большое внимание уделяется системе воспитательно-оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий — это важная ступень в развитии полноценного и физически крепкого ребенка. Такие технологии применяются во всех видах деятельности ДОУ: на фронтальных, индивидуальных логопедических занятиях, в работе логопеда с педагогами и родителями. Направлены они на сохранение здоровья и формирование основных знаний ЗОЖ у воспитанников.

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством не только коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж, точечный самомассаж.

3. Коррекционные технологии: артикуляционная, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика, кинезиология.

Нами были использованы следующие виды здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого, такая гимнастика способствует развитию:

-осязательных ощущений;

-координации движений пальцев и рук;

-творческих способностей дошкольников.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям относится гимнастика для глаз. Гимнастика для глаз необходима для:

-снятия напряжения;

-предупреждения утомления;

-тренировки глазных мышц;

-укрепления глазного аппарата.

Дыхательная гимнастика

Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

- улучшить работу внутренних органов;

- активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;

- тренировать дыхательный аппарата;

- осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

- повысить защитные механизмы организма;

- восстановить душевное равновесие, успокоиться;

- формировать длительность и плавность ротового выдоха.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

Массаж и самомассаж

Цель логопедического массажа и самомассажа – стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, уменьшение спастичности (напряжённости) артикуляционных органов.

Основные задачи:

- воспитывать интерес к оздоровительному массажу.

- обучать элементам массажа.

- закреплять технику выполнения различных видов массажей.

- повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

- предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.

- развивать интеллектуальные функции.

- развивать двигательную память.

- воспитывать бережное отношение к своему телу.

- развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.

- формировать сознательное стремление к здоровью

- развивать навыки оздоровления

- поднять общий тонус детского организма и улучшить кровообращение.

При систематическом проведении массажа и самомассажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

3. Коррекционные технологии.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Основные задачи артикуляционной гимнастики:

- развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад, в глубь рта и т. д.);

- развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);

- развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Задачи психогимнастики заключается в следующем:

- проведение психофизической разрядки;

- развитие познавательных психических процессов;

- нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;

- коррекция отклонений в поведении или характере.

Кинезиология

Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга».

Целью кинезиологических упражнений является совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов.

Задачи кинезиологии:

- укреплять здоровье;

-повышать тонус;

- снижать усталость, утомляемость и раздражительность;

-улучшать психоэмоциональное состояние;

-понижать чрезмерную активность;

-повышать концентрацию и умственную работоспособность;

-улучшать память; стимулировать развитие слуха и речи;

-улучшать внимание, мышление;

- развивать восприятие, пространственные представления, воображение.

Необходимо начинать с развития движений пальцев, кистей рук и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.

Упражнения для развития силы голоса

Голос - это звуки, которые издаются человеком посредством голосового аппарата, различающиеся по высоте, силе и тембру.

Задачи упражнений для развития силы голоса:

-формирование правильного физиологического и речевого дыхания, развитие речевого слуха, артикуляционной моторики, устранение недостатков звукопроизношения;

-развитие всех компонентов голоса, совершенствование темпа речи;

-развитие умения говорить без напряжения, пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо – громко);

- устранение причин, вызывающих страх детей перед речевым высказыванием, привлечение стеснительных ребят к ответам на занятиях, к выступлениям на детских утренниках.

С целью повышения эффективности проводимой логопедической работы мы предлагаем использовать здоровьесберегающие технологии, применяя специально разработанные авторские интерактивные компьютерные технологии.

Интерактивные компьютерные технологии становятся все более популярным инструментом для обучения воспитанников дошкольного возраста и представляют для нас, учителей – логопедов, большой интерес являясь не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребёнка.

Мероприятия с использованием компьютерных игр проводятся с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПиН:

• использование новых моделей компьютера или монитора;

• работа с компьютером не более 2х раз в неделю;

• проведение гимнастики для глаз;

• работа за компьютером не более 5-7 мин.

Отличительная особенность нашей разработки от других компьютерных игр состоит в том, что использование интерактивных технологий в нашей логопедической практике не основывается на простом наблюдении за сюжетом, происходящим на экране, а опирается на активное, непосредственное физическое участие воспитанника в том или ином событии вместе с героем Логовичком. Ребёнок с огромным интересом вместе с действующим лицом по предложенному сюжету выполняет дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, кинезиологические упражнения, артикуляционную гимнастику, самомассаж, психогимнастику. Данные сюжеты сказок, историй не занимают много времени и используются, как часть логопедического индивидуального или фронтального занятия, могут быть предложены педагогам, как динамические паузы на групповых занятиях и родителям для внедрения здорового образа жизни в семейное воспитание.

Не в каждом образовательном учреждении имеется доступ в интернет. Для использования нашего видеоролика не требуется подключения к интернету, регистрация на каком-либо сайте. Небольшой объё м ролика позволяет скачать его и использовать на любом носителе: телефоне, планшете, компьютере, телевизоре. Формат МР4, его длительность (1-3 минуты) дает возможность пересылать его по электронной почте, сохранять на USB-накопителе. Размещение ролика на YouTube дает возможность копировать адрес ссылки и делиться ею с коллегами и родителями через социальные сети, мультиплатформные приложения, мессенджеры (WhatsApp, Viber). Поэтому использование данных видеоигр облегчает работу учителей-логопедов, воспитателей, помогает вызвать интерес детей и родителей к здоровьесберегающим технологиям.

Учителя – логопеды предлагают родителям (законным представителям) дистанционно, интересно и занимательно проводить время с детьми дома в выходные дни и во время вынужденного непосещения дошкольного учреждения (во время болезни). Посредствам мессенджеров логопед отправляет авторскую интерактивную сказку или историю, чтобы родители (законные представители) не только скрасили свой досуг совместно с ребенком, но и по возможности внедряли здоровьесберегающие технологии в жизнь своей семьи.

Применение в работе учителей-логопедов здоровьесберегающих технологий повышает результативность коррекционного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников,

Внедрение авторских интерактивных игр в здоровьесберегающую практику работы учителей-логопедов, воспитателей, а также дистанционно в работу с родителями (законными представителями) воспитанников позволяет добиться не только эффективности коррекционной работы, но и улучшения качества услуг в ДОУ.

В результате целенаправленного и систематического применения авторских компьютерных игр воспитанники имеют представления о здоровьесбережении, владеют приемами артикуляционных и пальчиковых гимнастик, гимнастики для глаз, логоритмики, дыхательных и кинезиологических упражнений, упражнений для развития голоса и приемами самомассажа. Дети, путешествуя с Логовичком с большим удовольствием включаются в коррекционные занятия. Методическая разработка апробирована как в образовательной, так и свободных видах деятельности, и одобрена всеми педагогами ДОУ.

Родители (законные представители) проявили большой интерес к новому формату взаимодействия педагогов с семьей. Педагоги, дети и родители системно используют в практической деятельности здоровьесберегающие игры «Путешествие Логовичка по тропинкам здоровья».

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Интерактивные игровые пособия «Звуковые дорожки» — помощники учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИнтерактивные игровые пособия «Звуковые дорожки» — помощники учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста На пути, который проходят воспитанники с нарушениями речи от своей группы к кабинету учителя-логопеда, находятся настенные «звуковые дорожки».

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Вязаная игрушка «Лучок». Применение в практике логопедаВязаная игрушка «Лучок». Применение в практике логопеда Вязаная игрушка "Лучок" многофункциональна. Её использование решает несколько задач: - развитие мелкой моторики. Ребенок должен ухватить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
IT-технологии в практике дошкольного учителя-логопеда
Опубликовано: 20 декабря 2023 в 11:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «IT-технологии в практике дошкольного учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мотохина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД