Наталья Федоринина
Творческая мастерская «Формы организации совместной деятельности детей и взрослых по художественно-эстетическому направлению»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая мастерская
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок музыкантом, или
врачом, учёным или рабочим, задача педагогов –
воспитать в нём творческое начало, творческое мышление»
К. Орф
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта.
Публикация «Творческая мастерская „Формы организации совместной деятельности детей и взрослых по художественно-эстетическому направлению“» размещена в разделах
Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка. Мне хотелось бы осветить такую форму работы с детьми, как творческая мастерская.
«Творческая мастерская» - одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей. Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать. А где же еще может ребенок реализовать свои замыслы, как не в «мастерской»? Здесь есть все для того, чтобы творить. «Творческая мастерская» - это одна из новых форм образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей.
Творческие мастерские могут использоваться в различных направлениях деятельности детей: например, театральные мастерские, в которых дети могут сами создавать костюмы и атрибуты для представлений, могут применяться для развития коммуникативных, эстетических, художественных способностей детей.
Мастерские по развитию коммуникативных способностей с использованием проблемных ситуаций и чтением художественной литературы могут применяться в деятельности по развитию речи.
Художественные мастерские дают детям возможность самостоятельно выбрать материалы, направление и технику изготовления поделки или рисунка.
Мастерские добрых дел помогут организовать работу по ремонту книг, игрушек, трудовому воспитанию, например, помощи младшему воспитателю.
Краеведческая мастерская поможет ознакомить детей с достопримечательностями родного города, научить ценить свою малую родину и быть патриотом.
Познавательные мастерские обладают возможностью создавать макеты и схемы, которые помогут узнать об окружающем мире, его строении и закономерностях. Таким образом, использование мастерской, как формы работы с детьми возможно в самых разных видах деятельности, значительный плюс такой формы работы состоит в добровольности работы в мастерской, в возможности детей к самостоятельности, к выбору, к развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками.
Мастерская (в которую на время превращается групповое помещение) – специально организованное пространство, где целенаправленно создаются красивые интересные и нужные для детской жизни вещи. В технологии мастерских, по мнению Г. К. Селевко, главное не сообщать и освоить информацию, а передать способы работы, средство создания то или иного предмета. В каждой мастерской обязательно есть мастер-педагог, задача, которого включить ребенка в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания. Кроме того, мастерская для педагога – поле для диагностики, на основе которой новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.
По временной продолжительности мастерские разделяют на «одноактные» (в течение одного занятия) и длительного действия (2-3 занятия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод погружения) или даже в течение нескольких недель.
При организации мастерской необходимо соблюдение ряда существенных условий. Это может быть большой рабочий стол (или несколько столов, сделанный из сдвинутых обычных столов с необходимыми материалами, инструментами, образцами. Это могут быть отдельные места для индивидуальной работы. За рабочим столом должны быть обязательно предусмотрены и места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя, который не отделяет себя от детей, а располагается рядом с ними. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал. Воспитатель располагается рядом с тем или иным ребенком, которому требуется повышенное внимание в связи с имеющимися трудностями в данном типе работы или материалом и инструментами. Предлагаемая детям работа должна быть спроектирована воспитателем на 25-30 минут, необходимых для достижения конечной цели.
Я хочу остановиться на творческой мастерской по изготовлению музыкальных шумовых инструментов.
«Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и
хочет открывать новые звучания, это будит фантазию и
инициативу» В. Келлер
Цель: передача опыта музыкального руководителя по изготовлению самодельных музыкальных инструментов из бросового материала детям.
Задачи:
- Познакомить детей с технологией изготовления музыкальных инструментов из бросового материала.
- Помочь в отборе средств и материала по ручному труду в работе с детьми.
- Практическим путём освоить технологию работы с бросовым материалом.
- Дать первоначальное представление о широких возможностях шумовых инструментов.
Мы сегодня остановимся на – Игрушках - инструментах с нефиксированным звуком, т. е. звуком неопределённой высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, кастаньеты, колотушки, коробочки, музыкальные молоточки).
Игра на детских шумовых инструментах - развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
Создать шумовые игрушки - инструменты можно самостоятельно. Для работы с детьми хорошо иметь достаточно разнообразные простейшие инструменты. Желательно, чтобы они были сделаны из материалов, обеспечивающих лучшее звучание: дерево, пластмасса, косточки.
Наблюдая процесс изготовления игрушек – самоделок ребёнок начинает понимать, откуда берутся звуки, ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль.
Вовлечение дошкольника в процесс создания детских музыкальных инструментов даёт ему много новых возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно к звуку, с большей активностью включаться в коллективную деятельность. Главное создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку и творчество. Только в такой атмосфере может рождаться и совершенствоваться личность.
Музыкальные инструменты своими руками - занятие полезное и увлекательное. Здесь нет четких правил и законов, поэтому любая идея легко превращается в реальность: раскрашивайте, привязывайте, приклеивайте, насыпайте, наливайте, экспериментируйте…
Главное – делайте музыку вместе, тогда она и малышу, и вам будет приносить отличное творческое настроение!
Самодельные музыкальные шумовые инструменты, которые можно изготовить из бросового материала: стаканчик из-под йогурта, сока,
пластиковое ведро, использованные фломастеры, цветные карандаши,
цветные крышки, металлические крышки и деревянная палочка, деревянные использованные линейки и бусинки, бочонки из-под использованных новогодних хлопушек…
Крупы: горох, рис, гречка, фасоль, бобы, манка - для звучания…
Чтобы музыкальные инструменты были яркими, привлекательными для детей, можно использовать самоклеящуюся бумагу, цветную бумагу, пайетки, разноцветную тесьму …
Барабанчики.
Кастаньеты.
Маракасы.
Шумелки.
Практическая часть
Едем – едем на лошадке - ложки
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок-скок, скок-скок-скок
Санки скрипят, бубенчики звенят- (2 раза) - трещётки, колокольчики
Едем-едем на лошадке - ложки
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок-скок, скок-скок-скок
Ветер шумит, дятел стучит (2 раза) - «свисток», кастаньеты
Едем-едем на лошадке - ложки
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок-скок, скок-скок-скок
Холод…стужа… (2 раза) - треугольник
Снег пушистый кружит, кружит! - пакет
Белочка на ветке орешки все грызет, - кастаньеты
Хитрая лисичка зайку стережет
Ехали мы, ехали, наконец доехали! - ложки, кастаньеты
С горки - Ух! В ямку - Бух! Приехали! - ксилофон
«Лиса и рыба»
Вез дед на санях мешок рыбы.
Лошадка бежит, копытами стучит, колокольчиком звенит. - ложки;
колокольчик;
Видит дед на дороге лиса лежит,
Обрадовался: «Вот будет воротник моей старухе на шубу».
Бросил дед лису в сани. - бубен, барабан;
А сам пошел впереди. - шуршалки,
пакет;
Лошадка бежит, копытами стучит, - кастаньеты,
ложки;
колокольчиком звенит. - колокольчик
А лисичка стала выбрасывать по рыбке на дорогу, - ксилофон
А сама убежала. - барабан (мелкие
удары пальцами рук)
Трусливый заяц.
Жил - был в лесу заяц - трусишка.
Вышел однажды заяц из дома,
А ёжик в кустах вдруг как зашуршит! - шуршим бумагой;
Испугался заяц и бежать. - быстро встряхивают кастаньеты;
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть.
А дятел на сосне как застучит! - стучим ложками;
Бросился заяц бежать. - быстро стучат кастаньетами;
Бежал, бежал, забежал в самую чащу,
А там сова крыльями как захлопает! - хлопаем руками по ногам;
Побежал заяц из леса к речке. - быстро стучат кастаньеты;
А на берегу речки лягушки сидели. - проводим молоточком по
ксилофону;
Увидели они зайца и прыг в воду. - проводим молоточком по
металлофону;
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались –
И смело поскакал обратно в лес. - медленно стучим кастаньетами.