Виктория Валерьевна Ларионова
Экологическое образование дошкольного в играх или как воспитать дошкольника в любви к природе
▼ Скачать + Заказать документы
«Как воспитать дошкольника в любви к природе»
«Прекраснее всего сама природа. В нее — то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле. все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность. .Обращайтесь к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к прекрасному.»
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
К. Станиславский
Основным принципом экологической жизни в нашей стране является возобновление ее природных ресурсов. Ведущей деятельностью у детей до 6 лет является игровая, но также уже имеются зачатки учебной и трудовой деятельности. Если правильно организовать детскую учебную или трудовую деятельность, например, через творчество с использованием воображения, то можно с ранних лет прививать любовь к природе и бережное отношение к её ресурсам.
Считаете ли Вы эту тему актуальной? Почему? (Высказывания родителей.)
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы.?
Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы.
2017 год в России назван годом Экологии. И это не спроста.
Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает огромное влияние на нас, а проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда.
Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.
Следующий год в России – год волонтера и добровольца, добровольческая деятельность направлена прежде всего на Защиту окружающей среды.
Поэтому мы сегодня обсудим важный вопрос как воспитать ребенка в любви к природе, ко всему живому, что нас окружает.
Ведь все что заложено все к нам вернется, добрый пример лучше ста слов. Когда мы думаем, что ребенок поймет все сам, мы ошибаемся, со временем ребенка перестает интересовать вся та красота, которая его окружает. А порой рождается даже отвращение ко всему красивому, и дети превращаются в разрушителей всего красивого и прекрасного и это даже может их забавляет. И только потом вспоминаем, где мы совершили ошибку. Поэтому начиная с детского сада, надо привить эту любовь к окружающему миру.
Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание прекрасного снимает так называемую толстокожесть, утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, легче поддается воспитанию.
На детские вопросы обычно требуются недетские ответы. Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. Сначала нужно учить чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводить детей к пониманию высшей красоты — красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Воспитание чувств — самое трудное.
Природа оставляет большой след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.
Пребывание на природе – это еще и контакты с животными и насекомыми. Познавая окружающий мир, ребенок может не только сорвать ядовитое растение, но и, вступив в контакт с дикими или домашними животными, причинить себе вред или ему. Укус змеи в лесу, жалящего насекомого в саду или собаки на улице может представлять угрозу здоровью и жизни.
Мы не должны оставаться пассивными наблюдателями. Часто дети находят в лесу, на лугу, в поле птенцов, ежат, зайчат. Движимые добрыми чувствами, дети хотят отнести их домой, выходить и вырастить. Делать этого нельзя. Детям необходимо разъяснить, что эти животные лучше вырастут в естественных условиях, они не покинуты родителями, как кажется детям. Поэтому одна из важных задач в работе по обеспечению безопасности жизнедеятельности в окружающей среде: дать детям элементарные навыки правильного поведения и общения с животными, растениями. Правильное поведение в природе включает не только способность предупредить несчастный случай, но также умение и желание не навредить, а сохранить и защитить природу и ее обитателей. Воспитывая культуру безопасности, необходимо внушать детям, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому, заботясь о природе, человек заботится о себе и своем будущем.
Примерный алгоритм наблюдения за животным
В процессе восприятия дети, следуя указанию педагога (или самостоятельно, отмечают: 1. Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным (белку сравнивают с кроликом, кошку с собакой, лошадь с коровой и т. д.);
2. Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питания на воле и в неволе). По этим признакам сравниваем с уже известным однотипным животным, отмечая различие и сходство;
3. Особенности в назначении и роли данного животного в природе (забота человека о животном; принадлежность данного животного к определенной группе: домашние и дикие; хищные и травоядные; всеядные; птицы; насекомые; рыбы; звери);
4. Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний.
Примерный алгоритм наблюдения за растением
В процессе наблюдения за растением дети отмечают:
1. Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей. Определяют цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения;
2. Особенности ухода и содержания данного растения сравнительно с уже знакомыми: требование растения к теплу, освещению, воде; принадлежность растения к определенной группе (деревья, кустарники, растения огорода, цветника, леса, луга и т. д., комнатные растения);
3. Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний.
Таким образом, организуя процесс наблюдения в соответствии с вышеуказанными структурой и алгоритмом обследования, осуществляется руководство восприятием детей по следующим направлениям:
– направление восприятия ребенка на определение объекта наблюдения (узнавание, называние);
– объяснение, напоминание методики наблюдения (плана);
– руководство процессом целенаправленного наблюдения в соответствии с поставленной целью и планом;
– обсуждение результатов наблюдения;
– использование полученных результатов наблюдения в изобразительной деятельности, в играх и других видах деятельности.
Правила поведения, которые нужно соблюдать в природе :
Правила поведения на воде
*Находясь у воды, будь очень осторожен.
*Купайтесь только под присмотром взрослых.
*Не купайтесь в незнакомых местах.
*Не заплывай далеко от берега, если еще не умеешь плавать.
*Не плавай в водоеме на предметах – это очень опасно.
*Во время купания не хватайте друг друга за руки и за ноги.
*Никогда не заходи в воду, не плавай и не играй в воде, если рядом нет взрослых.
*Купаться можно в специально оборудованных местах.
Правила поведения на природе
*Не разоряй птичьи гнезда.
*Не ломай ветки деревьев.
*Не разоряй муравейники.
*Не лови бабочек ради забавы.
*Не обижай лесных жителей.
*Не рви много цветов.
*В лесу держитесь вместе.
*Не шумите.
*Не оставляй после себя мусор, закопай его.
*После отдыха на природе загасите костер водой.
*Если ты потерялся, начинай кричать, чтобы тебя нашли.
Правила грибников и ягодников
*Не собирайте незнакомые грибы.
*Не собирайте грибы, растущие вдоль обочин дорог.
*Не употребляйте в пищу старые, испорченные грибы.
*Не храните необработанные грибы более суток.
* К ядовитым грибам относятся: бледная поганка, мухомор, ложный опенок, сатанинский гриб, желчный гриб, говорушка, энтолома ядовитая, вонючий мухомор.
*Не собирайте незнакомые ягоды.
*Не пробуйте на вкус даже одну ягоду. Обязательно покажите ягоды взрослым.
* К ядовитым растениям относятся: волчье лыко, вороний глаз, ландыш майский, бузина, красавка, паслен, чемерица, лютик ядовитый, болотистый вех, белена, дурман обыкновенный, борщевик.
Правила поведения с животными и насекомыми
*Не убегайте от собаки на улице.
*Не гладьте незнакомых животных.
*Не трогайте собаку или кошку, когда они едят или кого-то охраняют, особенно своих детенышей.
*Не маши руками перед осой или пчелой.
*Не давай сесть на себя оводам и слепням. Их укусы болезненны.
*Используй средства отпугивающие насекомых, и средства от их укусов.
*Внимательно осмотри свое тело и волосы после прогулки в лесу. Клеща надо немедленно удалить.
Экологическое образование детей дошкольного возраста в играх
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризирующийся ассимиляцией ребенком окружающей действительности (Ж. Пиаже, К. Бюллер). Действуя в условиях свободного выбора, ребенок мобилизует свой энергетический потенциал, реализует потребности в активной поисковой и преобразующей творческой деятельности. В процессе игры у ребенка формируются основы гуманного отношения к окружающему миру, поскольку межличностные отношения в игре строятся на началах равноправия и сотрудничества независимо от игровой ситуации.
Народные игры
русским играм присуща простота, общедоступность, гармо- ничность сочетания самобытного, национального начала с эле- ментами культур других народов. Есть игры народные, которые связаны с главным занятием славян-земледельцев: «Уж мы просо сеяли», «Жнец», «Мак», «Огород». В некоторых играх отражаются игровые действия: «Пастух и стадо», «Лошадки».
Дидактические игры
Дидактические игры проводятся с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняясь с учетом возраста детей. Усложнение идет за счет расширения знаний и развития мысли- тельных операций и действий.
Особое место отводится играм, содержание которых позволяет ребенку установить существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями природы («Лисы и зайцы», «Что сначала, что потом?»); средой обитания и особенностями питания («У кого какие зубы?», «Накорми животных»); между средой обитания и поведением животных («Угадай, какой я зверь», «Где я живу – не скажу, отгадай, я покажу»); экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям определенной среды («Хищные насекомые», «Загадочная тропинка», «Чей след?»).
Предметно-манипулятивные игры
Они проводятся с использованием различных предметов природы (листьев, семян, цветов, фруктов, овощей, камешков и т. д.). В качестве примера таких игр можно назвать следующие: «Путаница», «Вершки и корешки», «Угадай на вкус», «Коллекционер впечатлений», «Ящик ощущений», «Экологический тир» и др.
Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок» и др.). В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания дошкольников о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры должны иметь словесное сопровождение, которое может предварять восприятие картинки, либо сочетаться с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ, а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний). Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.
Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Они не требуют специального оборудования. Проводятся для закрепления у дошкольников знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх представления о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Что это за птица?», «Кто летает, бегает и прыгает?», «Когда это бывает» и др.
Сюжетные игры – те игры, в которых действия, согласно ее правилам, выполняются соответствующими участниками (исполняют роли, а содержание отражает определенный сюжет. Такие игры требуют некоторых знаний, умения применять их в соответствующей ситуации. Например: «Магазин цветов», «Консервный завод». Основные природные материалы, которые предлагает использовать В. А. Дрязгунова в играх – это овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения. Овощи и фрукты привлекают детей, прежде всего, своей формой, окраской, вкусом, запахом. Так как многие овощи и фрукты сохраняются в течение всего года, с ними можно проводить разнообразные игры во всех возрастных группах независимо от сезона.
Сюжетно-ролевые игры основаны на моделировании содержания экологической деятельности («Экскурсия по зоопарку», «Магазин цветов», «Экологическое путешествие», «В гостях у Лесовичка» и др.) или имитации природных процессов, отношений между объектами природы («Как дерево превращается в почву», «Приключения Экоколобка», «Маскировка» и др.). Такие игры в форме разыгрывания сюжетов экологических сказок (игры-драматизации и игры-театрализации) дают возможность передать взаимодействие в мире природы в собственной интерпретации детей. Сюжетно-ролевые игры учат решать экологические проблемы через понимание и сотрудничество, поощрение личного участия и личной ответственности; развивают образную память и воображение как способность проектировать различные экологические ситуации и их последствия.
Строительно-конструктивные игры («Экологический конструктор», «Экологические кубики», «Мастерская Лесовичка», «Экоград» и др.) связаны с моделированием, художественным творчеством, ручным трудом и предусматривают создание каких- либо предметов (моделей).
У детей формируются представления об освоении новых территорий, проектировании городов, машин в соответствии с природоохранными требованиями. Конструирование может выступать этапом подготовки других игр: изготовление предметов реквизита к играм-драматизациям или моделирование реальных и фантастических средств к играм-путешествиям. Из снега, глины, песка, бумаги, пластилина дошкольники могут создавать модели природных объектов; из камешков, опавших веточек, листьев, кусочков коры и другого природного материала – модели различных природных сообществ (море, водоем, лес, парк, огород и пр., другие поделки.
Литература:
Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.