Наталья Геннадьевна Орищенко
Консультация для родителей «Сотрудничество детей в процессе совместной деятельности со сверстниками через модели»
▼ Скачать + Заказать документы
«Модели взаимодействия у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со сверстниками»
Дошкольное детство является благоприятным временем для освоения разнообразных форм взаимодействия ребенка со сверстниками. Старший дошкольный возраст играет особую роль в социальном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Публикация «Консультация для родителей „Сотрудничество детей в процессе совместной деятельности со сверстниками через модели“» размещена в разделах
Группа старших дошкольников в детском саду – это действующий социальный организм, механизмы которого обеспечивают социализацию и индивидуализацию ребенка. У детей этого возраста активно появляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи, способность объединяться в небольшие группы, обсуждать и согласовывать действия и оценивать полученный результат.
Взаимный интерес и сотрудничество – вот главные черты подлинного взаимодействия с детьми, при котором создаются наиболее благоприятные условия воспитания дошкольников и подготовки к школе.
Сотрудничество характеризуется согласованной деятельностью с партнером или партнерами по взаимодействию, активной помощью друг другу, способствующей достижению целей каждого и общих целей совместной деятельности.
Актуальность технологии сотрудничества нашей группы заключается в том, что детям не всегда удается мирно прийти к общему решению. Отсутствие умения сотрудничать со сверстниками, преобладание эгоистических мотивов, мотивов соперничества в коллективной деятельности ведет к возникновению конфликтных отношений, психологических травм. Появляются разочарования, обиды, агрессивность, эмоциональная подавленность, потеря интереса к школьной жизни. Дети должны уметь работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам.
Целью нашей работы является научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель совместной деятельности, понимать, что предложенное задание быстрее и эффективнее можно выполнить совместными усилиями.
Существует три модели сотрудничества, по которым дошкольники накапливают опыт сотрудничества с применением приобретённых знаний на предыдущих этапах.
Совместно-индивидуальная модель сотрудничества.
Эта модель предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребенок-участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Эта часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в ее начале-на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты.
Раскрывать механизм действия совместно-индивидуальной модели сотрудничества можно с использованием любимых детьми игровых персонажей.
Например: вылепить один из эпизодов сказки. С. Козлова «Как Львенок и Черепаха пели песенку». Дети знакомятся с «Волшебными карточками-помощницами. Карточки эти обозначают, что дети должны в первую очередь делать. Сначала воспитатель им объясняет задание, говорит, что им делать. Дети запоминают и думают, что задание нужно выполнять вдвоем, вместе. На другой картинке нарисовано, что дети договариваются между собой, кто, что будет делать. Договорились и начали лепить каждый своего героя, не помогая друг другу. Затем они сажают своих героев рядом и несут свою работу воспитателю.
Совместно - последовательная модель сотрудничества.
Эта модель предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного действий детьми, становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует производственный конвейер.
Освоение детьми более сложной совместно-последовательной модели сотрудничества проходит в типичной последовательности. Работа, с одной стороны, будет способствовать углублению понимания детьми значимости совместного принятия цели, удержания цели совместной деятельности в ходе выполнения задания для успешного достижения итогового результата, содержательности и существенности индивидуальных предложений, мнений, действий детей. С другой стороны, - освоению очередного варианта распределения действий участников в совместной деятельности. Это будет способствовать развитию способности детей самостоятельно планировать и координировать совместные действия в процессе сотрудничества, применяя разнообразие речевых конструкций, необходимых для полноценного взаимодействия. При знакомстве с этой моделью сотрудничества нужно стимулировать детей к осознанию взаимосвязи и взаимозависимости действий участников, а так же обращать внимание на необходимость контроля и координации действий друг друга в процессе деятельности. В этой модели сотрудничества один ребенок делает, а другой наблюдает, а потом они меняются, и получается совместный продукт.
Совместно - взаимодействующая модель сотрудничества.
Эта модель предполагает, с одной стороны, наличие у детей определенного опыта совместной работы, с другой,- открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. На занятии сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляется взаимодействие между ними для достижения общего результата. Условием использования этой модели является успешное освоение первой и второй моделей сотрудничества.
Приобретенный детьми опыт сотрудничества обобщается и структурируется за счет освоения и использования дошкольниками совместно- взаимодействующей модели. Принципиальным отличием применения данной модели является то, что опыт сотрудничества в паре необходимо распространять на взаимодействие в подгруппе сверстников, применяя различные варианты распределения действий между участниками, более четко отслеживая линию реализации цели совместной деятельности при достижении итогового результата.
Сотрудничество предполагает обязательное участие каждого ребенка и включение его доли в совместный результат.
Совместно - взаимодействующая модель сотрудничества в качестве главного компонента включает в себя многосторонние связи участников в совместной деятельности при чередовании и комбинировании.