елена низовская
Из опыта организации совместной детско-родительской деятельности в ДОУ в контексте общего оздоровления детей
▼ Скачать + Заказать документы
В поисках эффективной и жизнеспособной модели взаимодействия между родителями и специалистами ДОУ для решения задач оздоровления детей, улучшения адаптации к условиям детского сада, повышения уровня их физической активности и психологической комфортности коллектив ДОУ остановил свой выбор на психолого-педагогической технологии М. Н. Поповой «Навстречу друг другу».
Публикация «Из опыта организации совместной детско-родительской деятельности в ДОУ в контексте общего оздоровления детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Несмотря на то, что физкультурно-оздоровительное направление принято во всех, регламентирующих деятельность ДОУ документах как приоритетное, до сих пор не обозначено, что у физического и нервно-психического единая основа проблем. Она искусственно разделена на две составляющие: физическое развитие, под которым понимают формирование специалистом по физической культуре опорно-двигательного аппарата, основных двигательных качеств и умений. Вторая составляющая – нервно-психическая, отделена от первой и отдана на «откуп» остальным педагогам, психологам и неврологам. Однако сейчас назрело понимание здоровья, как единства телесного (физического) и психического (духовного). В этом направлении и создана технология М. Н. Поповой.
На первом этапе у родителей создается общее представление о сути проблемы и особенностях взаимоотношений родителей с детьми. В настоящее время существует проблема непонимания некоторыми родителями своей роли в воспитании ребенка. На первых родительских собраниях необходимо донести до сознания родителей следующее: «Вся ответственность за воспитание, оздоровление, компенсацию физиологической незрелости (80% детей рождаются физиологически незрелыми, организацию полноценного физического и психического развития ребенка лежит на плечах родителей. Именно родители несут полную ответственность за здоровье ребенка, его развитие и воспитание. Специалисты ДОУ призваны родителям в этом помочь, вооружить их необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями, а также пониманием проблем и способами их решения. Для этого родителям необходимо активно и систематически участвовать в предлагаемых ДОУ мероприятиях.
Вторым необходимым условием первого этапа является исследование, описанными в технологии «Навстречу друг другу»», методиками особенностей эмоциональных отношения между родителями и детьми, а так же уровня их понимания причин имеющихся проблем.
При анализе проведенного анкетирования были выявлены следующие наиболее характерные проблемы в родительско-детских отношениях :
-нарушение эмоциональных связей между родителями и детьми (дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, ласки, телесного контакта) – 60% семей;
-отсутствие осознания родителями опасности нарушения эмоциональных связей, как ведущих к психо-соматическим проблемам.
На втором этапе работы по этой методике для решения проблем, выявленных при анкетировании, была разработана система мероприятий, за основу которой была принята идея педагогики сотрудничества и лично ориентированная модель взаимодействия, создающая общее эмоциональное комфортное для детей пространство, объединяющее дом и детский сад.
Основной формой работы с семьей для гармонизации детско-родительских отношений признана двигательно-игровая, как наиболее природосообразная. На практике это были предваряемые небольшими вступительными беседами с родителями, совместные досуги детей и родителей.
На первых мероприятиях в беседе родителей необходимо познакомить с основами гармонии родительско-детских отношений :
-безусловная любовь к ребенку. Ребенок должен быть любим по факту рождения, не зависимо от того, как он себя ведет и какой он. Замечания нужно направлять не на ребенка, а на определенную проблему. Например:»Сейчас твое тело было не очень ловким, но мы потренируемся, и у нас все получится». Или:» Твой ум что-то сегодня ленив. Лежит на диване и не хочет работать. Давай поможем ему начать…».
-ребенок постоянно нуждается в доказательствах любви родителей, которая должна проявляться в прикосновениях, поцелуях, ласковых и добрых словах, поддержке в сложных ситуациях, иногда и в прямом смысле этого слова «сильные папины руки» «добрые мамины руки»).
Во время совместных досугов, методика которых подробно расписана в технологии, у родителей появляется уникальная возможность увидеть уровень развития своего ребенка, оценить результаты своего воспитания, как физического, так и духовного. Родители получают бесценный опыт взаимодействия с ребенком в непринужденной обстановке физкультурного досуга, овладевают оздоровительными техниками, изучают парные упражнения и игры из богатого народного наследия и современные (например, парные упражнения и игры на фитболе, овладевают техникой страховки и т. д.
После досуга целесообразно первый этап заключительной части провести с детьми и по свежим впечатлениям дать пообщаться родителям и детям, а так же высказаться о своих впечатлениях. Второй этап досуга предполагает беседу с родителями. Необходимо обратить их внимание на определенные проблемы, подчеркнуть положительное, а так же выслушать их мнение и впечатление от мероприятия, поставить дальнейшие задачи.
Досуги проводились систематически, не реже одного раза в месяц.
На третьем этапе в конце года, с целью изучения результатов проделанной работы, проводился анализ того опыта, который получили все участники педагогического процесса. Форма проведения – анкетирование.
Было выявлено:
1. Совместная двигательно-игровая деятельность была принята всеми участниками процесса.
2. В результате бесед, совместных занятий родителей с детьми и прочей деятельности родители и дети приобрели разнообразный опыт, эмоционально сблизились, научились взаимодействовать в упражнениях и играх, что гармонично переносилось в домашние условия.
3. Облегчился процесс адаптации детей к ДОУ. Стерлась резкая «грань» между данными местами пребывания детей. Появилось единое педагогическое пространство.
4. Родители прониклись идеей гармоничных отношений, преобладанием положительных эмоций и вооружились практическими способами решения проблем в нарушении эмоциональной близости с детьми.
5. Родители овладели техникой парных упражнений с детьми, познакомились с играми, пальчиковой гимнастикой, дыхательными упражнениями, основами массажа и самомассажа и точечного массажа. Родители освоили также приемы релаксации, научились элементам страховки при сложных и новых упражнениях.
6. Родители научились так же лучше понимать своих детей, увидели и осознали проблемы в отношениях с ними, обогатили свой опыт умением эмоционального самовыражения.
7. У детей и родителей возрос уровень творческой, познавательной, физической активности и инициативы, расширился кругозор.
8. Родители стали активно идти на контакт с педагогами. Что свидетельствует о гармонизации отношений в ДОУ в целом
9. Заболеваемость детей заметно снизилась.
Таким образом, работу по оздоровлению детей и созданию благоприятной эмоциональной среду в ДОУ и семьях воспитанников с использованием технологии М. Н. Поповой «Навстречу друг другу» можно считать продуктивной и рекомендовать к более широкому распространению.
Низовская Елена Владимировна инструктор по физической культуре ГДОУ детский сад № 43 Невского района, города Санкт-Петербурга.