Елена Гоманюк
Использования музыки на корекционно-логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка и речь во многом похожи. Еще врачи Средневековья заметили, что музыка — эффективное средство коррекции речевых нарушений. Современные нейроисследования продемонстрировали, что музицирование является уникальным видом деятельности, так как активизирует максимальное количество областей головного мозга и учит их работать согласованно. Поэтому неудивительно, что многие дети приходят к общению и речи именно через занятия по Логоритмике, Музыке и движению. В результате соединения речи с движением создаются устойчивые связи трудно дифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата. Наличие этой связи позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, просодику по качеству выполнения движения «крупной» и «мелкой» моторики.
Публикация «Использования музыки на корекционно-логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
КАК ПРОХОДЯТ ЗАНЯТ ИЯ?
Основу коррекционно-логопедических занятий составляет синтез слов, музыки движений. Здесь можно выделить два основных направления.
Первое — развитие неречевых процессов: слухового внимания, слуховой памяти, пространственных представлений, координации движений, чувства ритма и темпа.
Второе — стимуляция и развития речи, фонематического восприятия, силы голоса, подвижности артикуляционного аппарата, автоматизации и дифференциации звуков.
Содержание занятий зависит от задач курса. У ребенка может отсутствовать речь, но он, он возможно, будет стремиться «пропевать» мелодию доступной ему вокализацией.
Основной принцип работы является синтез музыки и движения с включением речевого материала.
На занятиях происходит взаимодействия со взрослым через музыкальную деятельность :
вокальные импровизации, движения и игры, попевки, совместные музыкальные импровизации ребенка и взрослого, звукоподражание, игры с массажными мячиками все проводится под музыку. Взрослый предлагает ребенку выбрать вид музыкальной деятельности и следует за его инициативой. То есть находится в диалоге с ребенком, не только развивая его музыкальные способности, но и помогая научиться получать удовольствие от совместного общения и использования речи.
Использование музыки на логопедических занятиях способствует развитию: стимуляции речевого аппарата, дыхания, развитие слухового восприятия, коррекция темпа речи, ее ритма и плавности, развитие крупной и мелкой моторики, развитие координации движений, памяти, внимания, а также помогает формировать личность ребенка. Для работы подбирается комплекс упражнений, соответствующий возможностям ребенка. Используются барабаны, ложки, маракасы и другие музыкальные инструменты, а также упражнения с ритмичным похлопыванием ладонями.
В своей работе часто использую игры
«Узнай звук», «Что звучит», «Узнай, где звучит», «Повтори как я», «Стук-стук».
Например, «Что звучит» мы берем несколько игрушек, которые издают звуки: бубен, маракас, свисток, деревянные ложки и кладем перед ребенком. Вместе слушаем, как звучит каждый инструмент, после чего просим его закрыть глаза. Пусть угадает, какой игрушкой мы «пошумели», пока он не видел. Он должен показать на чем вы играли. Дальше усложняем: издаем звуки громче или тише, играем отбивайте ритм на барабане, играем на бубне, повторяем мелодию.
Можно играть с детским разноцветным металлофоном или ксилофоном. Мы также просим ребенка закрыть глаза и ударяем молоточком по одной разноцветным клавишам. Ребенку необходимо повторить ритм самостоятельно.
Цель этих игр развить фонематический слух, пространственное восприятие, активизировать в речи названия музыкальных инструментов.
Прослушивание музыки является не отделимой частью занятия.
Выбираем музыку, которая имеет четкую мелодию. Хорошо подойдут детские песенки, а также очень многие классические произведения.
Обязательно слушайте вместе. Хлопайте или танцуйте в ритм, чтобы ребенок научился слышать музыку отдельными ритмическими фразами. Пойте, и через какое-то время он захочет вам подпевать.
Музыка в работе логопеда усиливает эффективность занятий они становятся более интересными и содержательными, способствует положительному эмоциональному настрою, оказывает влияние на психическое состояние.