Галина Янус
Использование здоровьесберегающих технологий — важное условие полноценного развития детей с ОВЗ (нарушением слуха)
▼ Скачать + Заказать документы
Стала востребованность образовательных учреждений в здоровьесберегающих образовательных технологиях. Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Эффективность позитивного воздействия на здоровье воспитанников различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из приемов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья воспитанников и отвечающую единству целей, задач, идеологии. Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только – в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий — важное условие полноценного развития детей с ОВЗ (нарушением слуха)» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Медико-гигиенические технологии
Провозглашаемый профилактической медициной приоритет профилактики перед лечением остается благим пожеланием. Именно в образовательных учреждениях использование профилактических программ является обязательным. К медико-гигиеническим технологиям относятся : контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями Сан Пи Нов.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии.
Направленные на физическое развитие воспитанников : закаливание, тренировка силы, выносливость, быстрота, гибкость, и др качества. Они реализуются на физкультурных занятиях.
3. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Эти технологии следует признать наиболее значимыми по степени их влияния на здоровье воспитанников. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем. По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:
• Защитно-профилактические.
К этой группе относятся приемы, методы, технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий : выполнение санитарно-гигиенических требований, поддержание чистоты, проведение прививок с целью предупреждения инфекции, ограничение предельного уровня учебной нагрузки, исключающего наступления состояния переутомления, использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах с целью профилактики травматизма.
• Компенсаторно-нейтрализующие.
При их использовании ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности. Это проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющих в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействие статичности занятий, недостаточной физической нагрузки эмоциональные разрядки и «минутки покоя», позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия, груз психо-эмоциональных напряжений. Йодирование питьевой воды, витаминизация пищевого рациона восполняет дефицит необходимых организму витаминов.
• Стимулирующие.
Эти приемы, методы, технологии позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Типичные примеры – температурное закаливание, физические нагрузки.
• Информационно-обучающие.
Сюда относятся образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные воспитанникам, родителям и педагогам.
Тотальное ухудшение состояния здоровья детского населения является одной из самой острых проблем, стоящих перед обществом. На этапе дошкольного развития у ребенка 3-7 лет все механизмы адаптации находятся в крайнем напряжении, и избыточные нагрузки на неокрепший организм могут привести к необратимым последствиям. Если малыш растет в семье, где закаливание является традиционным, или ребенок посещает детский сад с хорошо разработанными общеоздоровительными методиками, в комплекс которых входит закаливание, - такие дети болеют в два раза реже и легче переносят простудные заболевания. Уместно вспомнить, какими факторами определяется здоровье. Оказывается, что на 20% здоровье зависит от генотипа, на 20% - от экологии, на 50% - от образа жизни и на 10% - от медицинского обслуживания. Если на наследственность и окружающую среду мы пока не имеем возможности воздействовать, то необходимо обратить внимание на самый значимый компонент – образ жизни. Каждый родитель способен и должен обеспечить своему ребенку нормальный режим дня, хорошие условия для сна, полноценное питание, внимание. Ни в коем случае нельзя позволять смотреть телевизионные передачи в позднее время, особенно с криминальным сюжетом, насилием - все это приводит к нарушению структуры сна, избыточному возбуждению и, как следствие, невротизации ребенка. Длительное нахождение у экрана телевизора или компьютера (более 2х часов в сутки, приводит к выраженному утомлению глаз. Отсутствие двигательной нагрузки, пристрастие к сидячим или компьютерным играм снижают тренированность мышц, приводят к нарушению мышечного тонуса и к нарушению осанки. Недостаточное пребывание на свежем воздухе приводит к гипоксии, т. е. к недостатку кислорода. А в условиях кислородной недостаточности прогрессируют хронические заболевания. Нерегулярное питание, употребление продуктов с большим количеством пищевых красителей и ароматизаторов, несбалансированное питание, недостаточное употребление фруктов и овощей приводят к раннему поражению желудочно-кишечного тракта.
Профилактика заболеваемости детей.
Закаливание солнцем.
Эффективное средство оздоровления и стимулирования роста ребенка. Солнечный свет бодрит, дает ощущение здоровья и силы. Это происходит потому, что через орган зрения свет воздействует на нервную систему, возбуждая ее, она в свою очередь регулирует состояние и тонус других систем организма. Солнечный свет активизирует обменные процессы, регулирует биоритмы. Ультрафиолетовые лучи, обладая большой биологической активностью и воздействуя на человека через кожу, повышают устойчивость организма к болезнетворным микробам, химическим загрязнителям воздуха и другим неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Особое значение ультрофиолетовая радиация солнца имеет для детей. Закаливание солнцем успешно используется в борьбе с рахитом. Вот несколько советов, которые могут поставить солнечный свет на службу здоровья вашей семьи.
• Максимально использовать светонесущую площадь окон. Плотные шторы днем должны быть раздвинуты. Допустимы лишь легкие прозрачные занавески из сетчатых тканей.
• Не реже двух раз в месяц необходимо протирать стекла. Грязные стекла задерживают до 20% света.
• Места для игр и занятий детей должны располагаться ближе к окну.
• Необходимо создать условия для максимального отражения естественного света: предпочтительны светлые обои, мебель, напольные покрытия.
• Открывать окна в теплое время года.
• Сократить до разумного предела количество растений на подоконниках.
• Нежелательно застеклять лоджии, это значительно затрудняет приток естественного света и воздуха.
• Ближе к маю начинать принимать солнечные ванны. Продолжительность первой солнечной ванны не более пяти минут. Через каждые два дня можно увеличивать ее на 5-10 минут и постепенно довести до 1-2 часов в день. Детям полезнее играть под рассеянным листвой деревьев солнцем.
Закаливание воздухом.
Его следует начинать с воздушных ванн. Утром, днем или вечеров, хорошо проветрив комнату (18градусов, быстро раздеться на 2-3 минуты. Ежедневно увеличивать продолжительность воздушной ванны на 1-1,5 минуты. Постепенно ее можно довести до 1-1,5 часов. Эти процедуры повышают устойчивость организма к длительным холодовым воздействиям.
Местное закаливание.
Спустя 10-15 дней воздушные ванны целесообразно начать сочетать с местным закаливанием – хождением босиком по полу в течение 3 минут, ежедневно увеличивая его продолжительность до 1,5 -2 часов. В начале лучше ходить по полу в тонких носках и лишь потом босиком. После процедуры рекомендуется вымыть ноги теплой водой, а затем вытереть их. Через 7-10 ноги можно не вытирать. Оптимальная температура воздуха в помещении, где играют дети, 16-20 градусов.
Эффективный способ закаливание воздухом – подвижные игры на прогулке, ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожках, катание на санках. Оздоровительный эффект усиливается, если ребенок активно двигается в течение 60-70 % от общей длительности прогулки. После 20-30 воздушных ванн можно переходить к водным процедурам, которые улучшают терморегуляцию и обмен веществ, активизируют деятельность сердечно-сосудистых и дыхательных систем.
Ножные ванны.
Ребенок на 3-10 сек погружает ноги до голеностопных суставов в таз с нагретой до 34-36 градусов водой. Каждые 3-4 дня температуру воды следует снижать на 1 градус, доведя ее тем самым до 20-24 градусов.
Плавание.
Очень полезная водная процедура. Занятия плаванием два раза в неделю в закрытом бассейне приводят к существенному снижению числа случаев ОРЗ, улучшению сна, аппетита, функции внешнего дыхания.
Используя солнце, воздух и воду в качестве укрепляющих здоровье средств, важно соблюдать следующие правила закаливания:
1. закаливание осуществляется только полностью здоровыми людьми.
2. дозы закаливающих воздействий следует увеличивать постепенно. Резкие непривычные охлаждения могут стать причиной заболеваний.
3. необходимо учитывать индивидуальные особенности организма. При нарушениях деятельности сердца, легких, почек, заболевании носоглотки перед закаливанием необходимо проконсультироваться с врачом.
4. закаливающие процедуры проводят систематично и последовательно. Даже двух недельный перерыв может свести на нет эффект от закаливающих процедур, проводимых в течение длительного времени.
5. недопустимо проводить закаливание ребёнка при отрицательных эмоциональных реакциях на него самого малыша.
6. необходимо приучать организм к самым различным видам охлаждения: сильным, средним, слабым, быстрым.
7. проводить воздушные и солнечные ванны следует во время бега, ходьбы, выполнения общеразвивающих упражнений, подвижных игр. Это повышает эффективность закаливания.
8. рекомендуется чередовать местные закаливающие процедуры с общими, т. к закаливание отдельных участков тела не повышает общей устойчивости организма.
9. следует помнить: какими бы совершенными методами ни проводилось закаливание в дошкольном учреждении, оно не достигнет желаемого результата, если не найдёт поддержки в семье.
Осанка.
Для хорошей осанки у ребёнка необходимы хорошая наследственность, прекрасная беременность и роды, доброжелательный климат в семье, разнообразное качественное питание, скорректированная физическая нагрузка по возрасту, правильная постель и достаточный сон, эмоциональная удовлетворённость и родительская любовь.
Начнём с истоков- с генетики. Если у родителей или у родственников были серьёзные нарушения осанки, ребёнок может получить в наследство заболевание, которые превратят его жизнь и жизнь всей семьи в непрестанный труд. Следующая причина нарушения осанки- неблагоприятные воздействия, которые ребёнок испытывает во время внутриутробного развития. Это могут быть различные заболевания матери в первые 12 недель беременности, отравление, высокочастотные излучения, дефицит минералов и витаминов. Даже тяжёлые эмоциональные потрясения на ранних сроках беременности могут оставлять раковой след на костной системе ребёнка.
Не менее важное отрицательные факторы для хорошей осанки- родовые травмы. Во время родов ребёнок чаще всего травмирует голову и шейный отдел позвоночника. Впоследствии это становится серьёзным поводом для компенсаторного искривления позвоночника и нарушения работы внутренних органов. Следует обратить особое внимание на следующую причину нарушения осанки- рахит. Симптомы рахита следующие: потливость головы и тела (у малюток – облысение затылка); появления невротических симптомов, таких как раздражительность, плаксивость, плохой сон, утомляемость; может появиться песочек оранжевого цвета в моче и неприятный запах не только мочи, но и пота. Затем развивается слабость мышц, из-за чего происходит выпячивание живота и опущения внутренних органов. У ребёнка может меняться форма черепа, Х- или О -образные ноги, но это обычно происходит в первые 3года жизни. А вот плоскостопие может развиться в любом возрасте. Этому способствуют плохая обувь, лишний вес, травмы.
Массаж.
Наряду с постоянной заботой о соматическом здоровье малыша не меньших усилий требует от родителей и интеллектуальное развитие ребёнка. Уровень интеллекта непосредственно зависит от степени развития логического мышления. Чем раньше вы начнёте заниматься с ребёнком в этом направлении, тем больше вероятность того, что проблем в школьном обучении у ребёнка не будет. Развитие интеллекта находится в непосредственной зависимости от умения разговаривать и общаться. Развивая речь ребёнка, вы развиваете его мышление, и наоборот. Одним из способов, методов и методик развития речи и мышления является массаж. Существуют комплексы массажных упражнений для детей, влияющих на развития речи и мышления. Массируя определённую микросхему тела (ухо, рука, мы заставляем чётко и слаженно работать всей системы организма. Массаж можно применять с самого раннего возраста. Это процедура не утомительна и занимает не более 10 мин.
Зрение.
Самое главное - не допускать раннюю и непомерную нагрузку на глаза: нельзя на близком расстоянии рисовать, лепить, смотреть картинки долее 10-15 мин; нельзя слишком рано (до 4лет, начинать учить с ребёнком буквы. Необходимо следить за осанкой ребёнка, правильностью его посадки; при низком наклоне создаются условия для искривления позвоночника и развития близорукости. Очень важно установить правильное освещение, обеспечить сочетание местного освещения и общего. Заниматься нужно в положении сидя. При работе вблизи необходимо иметь подставку для книг, обеспечивающую расстояние от работы до глаз 30-35 см.
Спортивные занятия, туризм, длительные прогулки снимают зрительное напряжение, насыщают организм кислородом, улучшают обмен веществ. Особенно благотворны игры в мяч, теннис, бадминтон. В детских садах на занятиях нужно проводить физкультминутки, включающие зрительные упражнения.
1. Поставить перед глазами на расстоянии 30см, по средней линии, палец или карандаш; посмотреть на палец (карандаш, затем вдаль. Повторить упр. 5раз.
2. Посмотреть на палец вытянутой руки; отвести в сторону руку, следя за пальцем глазами и не поворачивая головы; передвигая руку в другую сторону, продолжать следить глазами за пальцем. Повторить 10раз.
3. Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 сек; затем отрыть глаза на 3-5 сек. Повторить 5раз.
4. Быстро моргать в течение 1 минуты.
Фитотерапия. Фитотерапия – это метод лечения с использованием частей растений, обладающих целебными свойствами, - лекарственных трав, листьев кустарника, коры деревьев и т. п. в каждом виде растений присутствуют свои биологические (фармакологические) соединения. При этом часто лекарственные растения содержат не одно действующее вещество, а, как правило, множество составляющих, которые в медицинском отношении могут оказывать противоположные действия. Поэтому необходимо точно знать, какую часть растения можно использовать и как правильно приготовить лечебные снадобья.
Активные (лечебные) вещества извлекают из растений различными способами. Это приготовление чая или настоя, отвара. Чай и отвары легко приготовить в домашних условиях. А вот спиртовые вытяжки и экстракты из растений лучше использовать фабричного производства. Средний курс лечения одной травой (сбором) составляет 25-30 дней, затем при необходимости лечение продолжают с применением других трав. Но нужно помнить, что очень многие лекарственные травы ядовиты!
Питание.
Питание является основой жизнедеятельности любого живого организма. Особенно велико его значение для детей, так как питание призвано не только компенсировать энергозатраты, но обеспечивать развитие ребенка. Есть основные принципы правильного потребления пищи, которые достаточно хорошо известны и отработаны многолетней клинической практикой.
Первый принцип здорового питания – его полноценность, что предполагает достаточное содержание в рационе основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов). Второй принцип – сбалансированность питания, что подразумевает правильное соотношение всех составляющих рациона.
Третий принцип – физиологическая адекватность питания, что предполагает максимальное соответствие его характера физиологическим возможностям ребенка.
Режим питания. Оптимальным для детей дошкольного возраста является четырех разовое питание с промежутками между приемами пищи около четырех часов. Это должен быть процесс, трапеза. Красивая посуда, салфетки – вот желательные атрибуты приема пищи ребенка.
Список используемой литературы :
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья 2008. Т. 7. №2. С. 21,59
2. Безруких В. Д. Сонькина. - М., 2008. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения с. 42
3. Выготский Л. С. Педагогическая технология Под ред. В. В. Давыдова М, Педагогика, 2007г с. 87