Суздальцева Елена Анатольевна
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Темочки
Основная цель, которую преследует современное воспитание, – воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни.
Результаты медицинского мониторинга состояния здоровья показывают, что среди детей-сирот практически отсутствуют здоровые дети. Многие соматически ослаблены и имеют предрасположенность к болезням. Среди них большой процент детей с дефицитным развитием отдельных психических функций. Более половины воспитанников детских домов страдают серьезными заболеваниями соматической и психической сфер организма. Большая часть имеет хронические заболевания.
Процесс организации здоровьесберегающего обучения и воспитания должен носить комплексный характер, поскольку, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих здоровья человека в обучение и воспитание внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Здоровьесберегающие технологии – это модель педагогической деятельности, в которой учитываются возрастно-половые особенности детей, состояние их здоровья и индивидуальные психо-физиологические особенности.
Принципы здоровьесберегающих технологий :
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
Принцип комплексности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности;
Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровнего развития и состояния здоровья;
Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Здоровьесберегающие подходы в работе с детьми:
рациональная организация режима дня и учебной нагрузки;
выполнение требований к созданию условий для жизнедеятельности детей;
двигательные и эмоционально-психологические разгрузки в режиме дня и на занятиях;
проведение интегрированных воспитательных занятий;
соблюдение требований к оптимальной сложности занятий;
гуманный стиль общения детей и взрослых;
эмоционально положительный микроклимат.
Работа ведё тся по двум направлениям жизнедеятельности:
1. Спортивно-оздоровительная деятельность.
2. Санитарно-просветительская деятельность.
Основная цель работы – научить ребёнка быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия. Работа по данному направлению ориентирована не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребёнком знаний и представлений о его реальном поведении. В работе использую разные виды деятельности:
1. Сотрудничество с медицинским персоналом с целью изучения состояния физического здоровья детей группы и профилактики заболеваний.
2. Сотрудничество с психологом для возможной корректировки здоровья воспитанников.
Дети знакомятся с основными понятиями: психическое и физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества человека.
В педагогической деятельности использую различные формы : спортивные конкурсы, соревнования внутри группы, походы выходного дня, дни здоровья, воспитательные мероприятия на темы профилактики вредных привычек и т. д.
Огромное внимание уделяю формированию у детей умения противостоять вредным привычкам и бороться с ними. С детьми организована профилактическая просветительная работа через мероприятия, которые направлены на демонстрацию последствий для организма человека и для его личностного становления вредных привычек. Совместно с детьми читаем и обсуждаем газетные и журнальные статьи о силе, стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях, просматриваем кинофильмы на тему пагубных привычек с последующим обсуждением, принимаем участие в конкурсах рисунков, плакатов в защиту человека от вредных привычек.
Проводится работа по профилактике дорожного травматизма, пожарной безопасности, умению вести себя в чрезвычайных ситуациях.
Никакие пожелания и приказы не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять здоровье, если он сам не будет сознательно формировать собственный стиль своего здорового поведения.
Как сформировать это сознательное отношение?
Я разобрала основные мотивации стиля здоровой жизни ребёнка и наметила пути, через которые будет формироваться сознательное отношение к здоровому образу жизни :
1. Самосохранение.
- Через обучение детей санитарным навыкам. Дать им расширенное представление о мире микроорганизмов, об их вредном воздействии на здоровье человека.
- Через ознакомление с правилами дорожного движения, пожарной безопасности.
2. Подчинение этнокультурным требованиям.
- Педагоги являются для ребёнка примером осознанного подражания, воспитанник действия взрослых повторяет сознательно, пытается закрепить автоматизм некоторых действий.
3. Получение удовольствия от самосовершенствования.
- Ощущение здоровья приносит человеку радость независимо от возраста.
В заключении можно сделать вывод, что работу по сохранению и укреплению здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно считать полноценной и эффективной только тогда, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие технологии.
Список литературы
1. Пужаева, Е. З. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова, И. В. Чупаха. - М. : Изд-во Илекса, 2001.- 400 с
2. Худенко, Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. /Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычева, Е. И. Селиванова. – М. : Изд-во АРКТИ, 2007. – 312 с.