Инна Долгих
Использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей с недостатками слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании
фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем
организма.
Дети дошкольного возраста с недостатками слуха имеют свои отличительные
особенности физического, функционального и психического развития. Своеобразие психического и физического развития глухих и слабослышащих
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей с недостатками слуха» размещена в разделах
детей обусловлено рядом причин: функциональным нарушением отдельных
физиологических функций, общей соматической ослабленностью, недоразвитием или отсутствием речи. Среди детей с недостатками слуха встречается чаще нарушение осанки, близорукость, сколиоз. Окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких имеют отличие от показателей слышащих детей, это объясняется слабостью «мышечного корсета» связанная с ограничением словесной речи глухих детей.
Наиболее заметны нарушение моторики, отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата. В технике выполнения циклических движений имеются отклонения при ходьбе: шаркающая походка, движения лишены пластичности, действия не точные. Также имеются отставание развития двигательной памяти и умение сохранить равновесие. Недостатки в деятельности вестибулярного анализатора приводят к приспособительным реакциям в статике и моторике. Имеются в виду дефекты: широкая постановка ног при ходьбе и беге, усиления плоскостопия, увеличение изогнутости позвоночника.
В следствии чего интеграция глухих и слабослышащих детей в общество затруднена, в результате они «выпадают» из нормальных социальных отношений и, поэтому нуждается в специальной помощи для успешной адаптации в обществе.
Приоритетной целью деятельности компенсирующего дошкольного
учреждения является выявление недостатков в развитии и организация
коррекционной работы с детьми, имеющие такие нарушения на раннем
этапе; создание условий для укрепления здоровья детей через обучение
и воспитание.
Использование здоровьесберегающих технологий в моей
деятельности становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями слуха. Эти методы работы
принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достижению не только максимально возможных успехов в обучении и воспитании глухих и слабослышащих детей, но и общего оздоровления
детей дошкольного возраста.
В практической деятельности применяю следующие приёмы
здоровьесберегающих технологий :
1. Физкультурные минутки
Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать
умственную работоспособность детей на занятиях.
В комплексы физминуток, включаю общеразвивающие
гимнастические упражнения, направленные на развитие
вестибулярного анализатора («Гимнаст», «Тропинка»); двигательных качеств («На параде», «Ручеёк»); формирование правильной осанки
(«Глубоко дыши», «Положи и возьми»); исправление дефектов опорно-двигательного аппарата, профилактика плоскостопия
(«Забавный балет», «Большая птица»).
2. Артикуляционная гимнастика.
Комплекс упражнений для щёк, губ, языка. Эти упражнения способствуют тому, чтобы ребёнок научился произносить звуки.
артикуляционные органы ребёнка должны быть подвижными, долго
удерживать необходимое положение, без труда переходить от одного
положения к другому.
3. Дыхательная гимнастика.
В процессе выполнения дыхательных упражнений решаются следующие цели:
Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей;
Активизация мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани
(«Покатай карандаши», Костёр»).
Укрепление мышц брюшной полости («Погреться на морозе», «Пилка дров»).
Осуществление вентиляции лёгких для подготовки голосового аппарата к фонации («Футбол», «Вертушка»).
Произносить на одном выдохе 3-4 слога («Воздушный шар», «Насос».)
Развивать силу голоса («Въюга», «Эхо»).
4. Пальчиковая гимнастика.
Она позволяет активизировать работоспособность головного мозга,
влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает
в быстром освоении дактильной азбуки, снимает напряжение,
координирует движение и речь.
5. Система работы по развитию мелкой моторики.
Обводка шаблонов, штриховка изображений, лепка согласно лексическим темам на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
4. Зрительная гимнастика.
У детей с нарушениями слуха одним из ведущих анализаторов
становится зрительный. Глухие и слабослышащие дети испытывают значительные зрительные нагрузки в процессе обучения глобальному
чтению и обучению чтению с губ. На каждом занятии провожу
зрительную гимнастику в течении 2-3 минут. При выполнении специально подобранных упражнений обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего расстояния на дальнее («Близко-далеко», «Следи за игрушкой», «Солнечные зайчики»). Эти упражнения позволяют снять напряжение с глазных мышц, активизируют восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функции зрения нормализуются.
Для снятия зрительной утомляемости на занятиях использую тренажёры, разработанные В. Ф. Базарным.
Плакат-схема зрительно-двигательных траекторий. На нём с помощью
специальных стрелок указаны основные направления, по которым
должен двигаться взгляд. .
Тренажёр со зрительными метками.
В разных уголках класса фиксирую привлекающие внимание
яркие объекты -зрительные метки, ими могут служить игрушки
или красочные картинки, расположенные по углам. Для активизации организма, в том числе чувства координации и равновесия, упражнение рекомендуется выполнять стоя, дети
поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках,
сочетая движения головы, глаз и туловища.
Таким образом, внедрение в практику работы ДОУ здоровьесберегающих технологий обеспечивает качественное
обучение, развитие и воспитание детей с нарушениями слуха
без ущерба их здоровью и способствует его укреплению.