Мария Филиппова
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
[h3]Использование здоровьесберегающих технологий
в работе с детьми раннего возраста[/h3]
Дети наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов. В силу этого возникает потребность в создании технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания детей в условиях воспитательно-образовательных учреждений. Использование педагогами данных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Что же такое, здоровьесберегающая технология?
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направлены на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Одной из главных задач нашего дошкольного учреждения является: охрана и укрепление здоровья воспитанников, воспитание потребности в здоровом образе жизни, создание здоровьесохроняющей среды в ДОУ, вовлечение родителей в активную деятельность по физическому воспитанию дошкольников. Реализуемые нами здоровьесберегающие технологии помогают сохранить и укрепить здоровье детей.
В начале года, когда идет набор детей в группу раннего возраста мы составляем карту здоровья, заполняем и анализируем листы адаптации, проводим анкетирование среди родителей, как часто болел ребенок до поступления в детский сад и какие закаливающие мероприятия проводились дома, проводим диагностику исходного уровня развития детей. В процессе диагностики мы используем метод наблюдений, беседы, дидактические игры, подобранные соответственно возрасту. Изучаем полученные результаты, намечаем план дальнейшей работы и ставим для себя цель: создать у себя в группе такую здоровьесберегающую среду, которая могла бы обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья.
Всю свою педагогическую деятельность строим в соответствии с физическими особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществить контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческих потенциал. Педагогический процесс полностью оснащен необходимыми материалами и пособиями, играми, наглядными материалами, игрушками, физкультурным оборудованием. В группе стараемся создать домашнюю обстановку, чтобы обеспечить все условия для того, чтобы малыши чувствовали себя уютно и комфортно.
В группе раннего возраста физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю, утренняя гимнастика - ежедневно. В каждое занятие и утреннюю гимнастику включаются упражнения на дыхание, на коррекцию свода стопы, массажные упражнения и релаксация. На занятиях проводятся упражнения, способствующие формированию осанки, профилактики плоскостопия, развитию органов дыхания, артикуляционная гимнастика, развитие опорно- двигательного аппарата.
Важнейшим ежедневным занятием с детьми раннего возраста являются подвижные игры, предусмотренные планированием, игры проводятся в утренние часы в группе, на прогулке в соответствии со временем года, способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья малышей.
Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья детей. В группе проводятся следующие закаливающие мероприятия:
"Рижский" метод закаливания. Название метода пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети, бегающие босиком по прохладной воде и песку Рижского взморья, практически не болеют простудными заболеваниями. Метод давно и широко применяется в дошкольных учреждениях, имеет несколько вариантов.
Точечный массаж "Волшебные точки". Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Закаливание воздухом. Проветривание помещений. Для детей дошкольного возраста необходимо создать оптимальный воздушный режим. В помещении - это основное условие эффективности закаливания.
Прогулки - способ закаливания воздухом. Дети в детском саду гуляют 2 раза в день. День, проведенный без прогулок, потерян для его здоровья (Г. Н. Сперанский).
Гимнастика после сна.
К профилактическим мероприятиям относятся:
Полоскание полости рта водой комнатной температуры. Проводится кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи. Является превосходным средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта. Полоскание рта проводится с 3 лет.
Проветривание и кварцевание помещений групповой комнаты.
Орошение помещений чесночным раствором.
Использование в пищу витаминов и витаминизированных продуктов.
Смазывание слизистой носа оксалиновой мазью.
Все вышеперечисленные мероприятия проводятся в игровой форме с учётом возрастных особенностей детей, их желанием и настроением.
Особое внимание в начале учебного года уделяем воспитанию культурно-гигиенических навыков. Постепенно учим детей умываться самостоятельно. Играем с детьми в профилактические игры, которые способствуют укреплению круговой мышце рта, тренируют навыки правильного носового дыхания, формируют глубокий выдох и вдох. При этом соблюдаются правила закаливания: индивидуальность, постепенность, систематичность.
В детском саду также обеспечивается полноценное сбалансированное питание, что немало важно, и построено на основе 10-дневного меню, с учетом потребностей детского организма в белках, жирах и углеводах, в течение года дети получают фрукты, соки, молочные продукты, проводится витаминизация третьего блюда и хлебобулочных изделий.
В группе оборудован физкультурный уголок. К его созданию были привлечены родители воспитанников. С их помощью были изготовлены массажные коврики, канат, дорожки для ходьбы, пенечки для перешагивания, различные мячи, султанчики.
Работа с родителями для нас является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в д / сад, мы должны строить совместную работу, которая поможет ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив. Для этого мы проводим с родителями беседы по вопросам адаптации ребёнка к детскому саду. Создана папка - передвижка с материалами по адаптации детей к условиям ДОУ, даем необходимые консультации как индивидуальные так и групповые по закаливанию и оздоровлению детей раннего возраста, это «Игра - Здоровье», «Лечимся, играя» и т. д… В целях пропаганды здорового образа жизни среди детей, родителей, формирования интереса к физической культуре и спорту проводим открытые дни посвящённые вопросам здоровьесбережения, семейные встречи, заседания семейного клуба «Мамина школа», совместные праздники и развлечения, дни здоровья.
Родителям 2 раза в месяц предлагаются комплексы утренней гимнастики, физкультурных минуток, игровых упражнений (по овладению основными видами движений, которые детям хорошо знакомы и ежедневно и в выходные дни могут быть применены дома.
Ещё одной очень важной формой работы с родителями является просветительская деятельность. В группе организована библиотека, где родители могут взять интересующую их литературу. Методическая литература периодически меняется. Также к просветительской работе относится создание листовок, буклетов, благодаря которым родители узнают новую информацию в сфере физического, интеллектуального развития детей.
Стараемся привлечь родителей к участию в жизни группы и детского сада,. Большое значение уделяем беседам с родителями, это помогает нам выяснить увлечение, взрослых и детей, проблемы, требующие педагогической помощи, узнать мнения родителей о нашей работе, найти новые пути сотрудничества.
Предлагаемая система взаимодействия ДОУ с семьей по физическому воспитанию, способствует:
- в приобретении теоретических и практических знаний, чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретенные ребенком двигательные умения и навыки;
- позволяет повысить эффективность работы по физическому воспитанию;
- родители приобретают необходимые знания о физическом развитии ребенка, что обеспечивает преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и в ДОУ.
Хотелось бы, чтобы у детей и их родителей сформировалось осознанное отношение к состоянию здоровья, как к основному фактору развития ребёнка. Ведь активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность не позволяя «душе» лениться. Такого человека мы и должны «создавать» и воспитывать, начиная с самого раннего детства.