екатерина дергунова
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний вера в свои силы. В. А. Сухомлинский
Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Здоровье детей – будущее нашей страны, ее национальной безопасности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно построить здание потребности в здоровом образе жизни.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
В действующем законе «Об образовании» первоочередной задачей является здоровье человека и свободное развитие личности. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности нашего дошкольного учреждения. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Из этого следует, что воспитатель должен не только сам обучаться психолого-педагогическим технологиям, чтобы использовать их в оздоровлении дошкольников, но и консультировать и обучать родителей воспитанников.
Основная цель работы: обеспечение высокого уровня здоровья детей; воспитание культуры осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека.
В связи с этим ставятся следующие задачи:
обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
воспитывать желание самим заботиться о своем здоровье;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В группе дошкольного учреждения должны быть созданы необходимые педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение группы разнообразным физкультурным оборудованием. В уголке здоровья собраны: мячи, скакалки, обручи, флажки, ленточки, палочки, мешочки, кегли, разнообразное оборудование для массажа рук, массажные дорожки для ходьбы, для профилактики плоскостопия, веревки, канат, картотеки игр и гимнастик, нетрадиционное оборудование, сделанное своими руками. В группе много игрушек, игр на спортивную тематику: «Футбол», «Хоккей», «Бадминтон», «Рыбалка», «Попади в цель», «Перетяжки», «Перемотки» и др. Осуществляется непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, корригирующая, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, самомассаж, точечный массаж, ароматерапия, сказкотерапия, релаксации, игротренинги, игротерапия и другие оздоровительные технологии). В совместной деятельности, сюжетно-ролевых играх дети знакомятся с профессиями, которые помогают им быть здоровыми. Так например, во время сюжетно-ролевых игр «Больница», «Скорая помощь», у детей расширяются знания о работе врача. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение дня. Особое внимание должно быть уделено обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни; применяться на практике внедрение различных методов и приемов для создания здоровьесберегающего процесса в своей группе. Игровой подход в работе с детьми позволяет ненавязчиво формировать у них осознанное отношение к своему здоровью без лишних наставлений, длительных и утомительных тренировок. На слайдах размещены фото некоторых оздоровительных мероприятий, игровой деятельности дошкольников, используемых в работе с детьми старшей группы.
Слайд №1
На первом слайде показано, что здоровьесберегающие технологии делятся
на следующие группы:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения здоровому образу жизни;
- коррекционные технологии.
Слайд № 2
К технологии сохранения и стимулирования здоровья относятся:
ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая.
Слайд № 3
Ритмическая гимнастика укрепляет опорно – двигательный аппарат, дыхательную и сердечно – сосудистую системы, способствует формированию правильной осанки, развитию музыкальности.
Слайд № 4
Динамические паузы во время занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей.
Слайд № 5
Подвижные и спортивные игры как часть физкультурного занятия на прогулке, в групповой комнате – малой, со средней степенью подвижности.
Слайд № 6
Релаксация - используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Слайд № 7
Пальчиковая гимнастика
Слайд № 8
Гимнастика для глаз можно использовать ежедневно по 3-5 минут в любое время, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузке.
Слайд № 9
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Слайд № 10
Гимнастика бодрящая проводится после дневного сна, форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по коврикам «здоровья» и т. д.
Слайд №11
К технологии обучения здоровому образу жизни относятся:
утренняя гимнастика, физкультурные занятия, занятия из серии «Азбука здоровья», самомассаж, активный отдых.
Слайд № 12 Утренняя гимнастика
Слайд № 13
Физкультурные занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ.
Слайд № 14
Занятия из серии «Азбука здоровья» проводятся в кружке «Азбука здоровья» 1 раз в неделю.
Слайд № 15
Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно, в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.
Слайд № 16
Активный отдых – это физкультурные праздники, досуги, развлечения (8 Марта, 23 Февраля и т. д., дни здоровья.
Слайд № 17
Спортивное оборудование (горка, качели, лесенки и т. д.) позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.
Слайд № 18
К коррекционной технологии относятся:
- технологии музыкального воздействия;
- сказкатерапия;
- артикуляционная гимнастика.
Слайд № 19
Технология музыкального воздействия используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
Слайд № 20
Сказкатерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание.
Слайд № 21
Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти) необходимые для правильного звукопроизношения.
Слайд № 22 Валеологическое просвещение родителей (информация для родителей в родительских уголках, в папках – передвижках, консультации, совместные физкультурные досуги и праздники и т. д.)
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге помогает сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Литература:
-Кухлинская В. В. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ. –Ж-л «Управление ДОУ», 2007 г., с. 84.
-Савинова С. В. Как воспитать здорового ребенка. –Ж-л «Воспитатель ДОУ», 2011 г., № 3, с. 7.
-Борисова Е. Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. – Издание 2-е, переработанное. –М-: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009 г. – 144 с.
___