Папки-передвижки

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими ОВЗ, в условиях дошкольного логопункта

НАТАЛЬЯ ЗЕЛЮТИНА
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими ОВЗ, в условиях дошкольного логопункта
▼ Скачать + Заказать документы

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе

с детьми, имеющими ОВЗ, в условиях дошкольного логопункта.

Одной из приоритетных задач, обозначенных ФГОС ДО, является охрана, укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. ФГОС ДО предъявляет ко всем участникам образовательных отношений более высокие требования, что активизирует их на поиск новых, более эффективных подходов.

Темочки:

На логопункт поступают дети, не только с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, но и дети с ОВЗ, в т. ч. дети - инвалиды. В связи с этим все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо преодоления имеющихся нарушений предполагают сбережение здоровья детей. Здоровьесбережение - система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на преодоление нарушений и сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения, воспитания и развития. Это направление педагогического процесса в работе с детьми с ОВЗ имеет свои особенности, обусловленные тем, что речевое недоразвитие у них осложняется теми или иными соматическими заболеваниями, неврологическими, психопатологическими синдромами, нарушениями вегетативных функций.

В коррекционной работе с детьми использую разнообразные здоровьесберегающие технологии, в том числе традиционные и нетрадиционные, адаптируя их под возможности и потребности детей:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (артикуляционная, пальчиковая, дыхательная и зрительная гимнастики, биоэнергопластика, кинезиология, динамические паузы).

2. Технологии обучения здоровому образу жизни (самомассаж, точечный массаж).

3. Коррекционные технологии (элементы психогимнастики, логоритмики).

Хочется особо отметить те из них, что вызывают наиболее эмоциональный отклик у детей.

Для детей с ОВЗ характерна недостаточная сформированность речевой и пальцевой моторики, в том числе нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата, нарушение речевого дыхания.

Поэтому неотъемлемая часть занятий – упражнения дыхательной гимнастики, направленные на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания, выработку дифференцированности дыхания, развитием силы, плавности и длительности. Для этого использую разнообразные игровые приёмы и карточки-схемы. Помимо оздоровительного значения для детей с ОВЗ, эти навыки необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

Для преодоления имеющихся нарушений и совершенствования артикуляторной моторики специально подобраны комплексы упражнений, которые используются в зависимости от структуры, степени выраженности и формы речевого нарушения. Неотъемлемой и важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. В сочетании с традиционной методикой для формирования ощущения языка использую тактильную стимуляцию, опору на вкусовые ощущения (вкус шоколада у альвеол, при условии, что у ребёнка нет аллергической реакции). Для укрепления вялого, слабого кончика языка при пониженном мышечном тонусе детям предлагаю удерживать и перекатывать языком у альвеол круглую конфетку. Или предлагаю «поиграть» с бусиной (нанизанной на шнур) :

«Спрячь бусинку» - удерживаем бусину между губами,

«Футбол» - перемещаем бусину из стороны в сторону,

«Ягодка в чашечке» - бусина располагается на языке, который принимает форму чашечки и др.

Эффективной является биоэнергопластика - сопряжённая гимнастика руки и языка, т. к. у детей с ОВЗ часто отмечается снижение или нарушение кинестетических ощущений. С этой целью используются специально подобранные упражнения - «Театр пальчиков и языка».

Большой интерес у детей имеет применение упражнений с шариками и колечками СуДжок, которые базируются на традиционной акупунктуре. Это вызывает у детей эмоциональный отклик, в то же время, позволяет добиться высокой эффективности. Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик, либо прокатывают шарик Су Джок, проговаривая специальные стихи.

Как правило, для детей с ОВЗ характерны нарушения координации и

произвольных движений. Массаж и самомассаж рук и лица способствует улучшению координации и нормализации тонуса (при гипотонусе восстанавливает ослабленные мышцы, при гипертонусе помогает снять излишнее напряжение).

Помимо традиционного массажа с поглаживанием, растиранием, пощипыванием, сгибанием и разгибанием пальчиков и т. д. активно использую массажи (игры) с помощью различных материалов, катание грецкого ореха, ребристого карандаша, как по внутренней, так и по тыльной сторонам руки, различных шариков, сжимание игрушек из материалов разной плотности (в т. ч. эспандеров, игры с бельевыми прищепками, камушками и др. Эти упражнения всегда сопровождаются стишками:

Зарекомендовал себя в практике аурикулярный массаж (массаж ушных раковин). Он помогает улучшать работу всех систем организма, интеллектуальные возможности, усиливает концентрацию внимания. Несложность этого массажа, отсутствие противопоказаний позволяет широко внедрять его в практику. А подборка интересного речевого материала, сопутствующего процессу выполнения массажа, делает его не только полезным, но и увлекательным.

Известно, что детям с ОВЗ, как правило, свойственна быстрая утомляемость, снижение общего тонуса и интереса. Поэтому им, помимо переключения и смены видов деятельности, необходимы релаксационные паузы.

Такие паузы могут нести в себе целый комплекс коррекционных задач :

снять напряжение; развивать память, внимание, эмоции; способствовать закреплению произношения отдельных звуков речи; развивать интонационную сторону речи.

При подборе речевого материала для пауз учитываю ряд требований:

- возраст детей, их речевые и физиологические возможности;

- разнообразная коррекционная направленность;

- определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения с ритмом речи;

- сюжетная линия, действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением.

Очень зарекомендовали себя этюды психогимнастики, нашли отклик у детей и показали свою эффективность упражнения для снятия напряжения с глаз «Пальминг».

Практикуя применение здоровьесберегающих технологий в своей работе с детьми с ОВЗ, отмечаю, что у них постепенно проходят неуверенность и зажатость, которые часто связаны с речевым дефектом, проблемами здоровья или личностными комплексами. Дети становятся более раскрепощёнными и эмоционально открытыми. Это создает условия для оптимального развития детей и коррекции имеющихся у них речевых нарушений.

Литература:

1. М. А. Поваляева. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

2. Г. А. Волкова. Логопедическая ритмика : Учебник для студентов высших учебных Заведений. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002, 272 с.

2. М. М. Кольцова. Ребенок учится говорить. М., 1979, 165 с.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье»Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье» Девиз «Через движения и игру – к лучшей жизни!» Цель: повысить эффективность работы с родителями по оздоровлению детей; сформировать потребность.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими ОВЗ, в условиях дошкольного логопункта
Опубликовано: 8 марта 2020 в 23:22
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими ОВЗ, в условиях дошкольного логопункта» (включая файлы) размещена пользователем НАТАЛЬЯ ЗЕЛЮТИНА (УИ 250882) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД