Елена Головкина
Использование здоровьесберегающих аспектов в образовательной деятельности Студии развития музыкальных способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье-один из важнейших компонентов человеческого счастья. Оно представляет собой не только биологическую,но и социальную категорию,характеризуетсяуравновешенностью с окружающей средой,состоянием телесного,душевного,нравственного и социального благополучия. В последние годы в структуре заболеваемости детей и подростков всё большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Великий русский учёный Иван ПетровичПавлов не раз говорил,что ничто не облегчает работу нервных клеток головного мозга,как определённый распорядок жизни. Действительно,должно быть место и умственной деятельности,и физической,и посильному труду,и любимому делу. Соответственно,организация режима дня каждого человека,особенно растущего -это одно из главных условий для сохранения и укрепления здоровья. Учреждения дополнительного образования являются той базовой площадкой для каждого ребёнка,где он помогает себе восполнить недостающий энергетический баланс через занятия любимым делом.
Публикация «Использование здоровьесберегающих аспектов в образовательной деятельности Студии развития музыкальных способностей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из важных аспектов сохранения и укрепления здоровья учащихся является занятие музыкой. Музыка-феноменальное явление. Её взаимоотношение с человеком удивительны. Мелодичные звуки творят чудеса-в человеке пробуждается,преобразуется душа,меняется состояние,настроение….Российские учёные свершили удивительное открытие. Когда были озвучены биоэлектрические сигналы мозга,они оказались чарующей по красоте мелодией. У каждого человека своя индивидуальная музыка мозга. А сейчас мне хотелось бы подробнее остановиться на особенностях обучения игре на духовых и ударных инструментах в нашей Студии. Как известно,данные инструменты имеют особую специфику. В игре на духовых инструментах активно задействованы пальцы и органы дыхания.
1. Пальцы.
Развитие пальцев очень важно для ребёнка. Ведь нужно правильно держать авторучку, карандаш, ложку. Работа по формированию умелости может быть очень многообразной и разносторонней. Ее можно организовать в различных направлениях. Развитие ручной умелости может осуществляться на различных занятиях: рисование, лепка, конструирование, а также на физкультурном, музыкальном и др. При игре на духовом инструменте происходит самомассаж пальцев правой и левой руки и развивается моторика рук. Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.
Для развития ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук применяем различные виды упражнений, которые лучше делать в перерыве между игрой на инструменте. Они снимают напряжение и усталость с пальцев и развивают гибкость и подвижность. Упражнения и названия к ним можно придумать самому (звёздочка, цоканье копыт, медуза, осьминог, хлопушки) Несколько наглядных примеров.
1. Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.
2. Поставить руку локтем на стол. Все пальцы прямые. Четыре пальца (кроме большого) выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом».
3. Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.
4. Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.
5. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
2. Органы дыхания.
В ходе обучения на инструменте развиваются органы дыхания. Правильное взятие вдоха корректирует установку дыхательной мускулатуры организма. Работа над удлинением выдоха создаёт условия для увеличения объёма лёгких и их качественную вентиляцию, способствует ровному дыханию. Условно существуют три вида дыхания:
1. Грудное (рёберное) дыхание. Пользуясь этим видом дыхания, ученик быстро утомляется, так как мышцы груди несут большую нагрузку.
2. Брюшное (диафрагмальное) дыхание. Этим видом дыхания целесообразно пользоваться при исполнении коротких фраз, требующих частой смены дыхания.
3. Смешанное (грудно-брюшное) дыхание.
Если при обычном дыхании время вдоха и выдоха примерно одинаково, то при исполнении на духовых инструментах нужен энергичный и быстрый вдох, а выдох бывает или равномерным, или ускоренным, в зависимости от оттенков, которые требует исполнение. При усилении звука происходит ускоренный выдох, а при ослаблении звука выдох постепенно замедляется. При исполнении большой музыкальной фразы используется максимальное количество воздуха, который обеспечивает исполнение на одном дыхании. Дыхание берется уголками рта и расходуется постепенно, в зависимости от динамики исполняемой музыки. Упражнения, развивающие исполнительское дыхание, состоят из нотного материала с более продолжительными звуками, с постоянным усилением и ослаблением выдоха. В работе над музыкальным материалом качество дыхания контролируется только слухом, воспринимающим звук как результат выдоха. Более того, правильный подбор дыхательных упражнений обеспечивает и качественное функционирование сердечно- сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межрёберные мышцы. Существует множество очень полезных и несложных упражнений - разные варианты вдохов и выдохов с участием рук. Можно делать короткие вдохи длительные выдохи, а можно и наоборот. Можно вдыхать, выбрасывая вперед руки, можно — так выдыхать. Главное - научить регулировать дыхание. Вот одно из таких упражнений.
«Оттолкни веточку» Мышцы спины, шеи и плеч свободные. Согнутые в локтях руки мягко прикасаются к телу. Не поднимая плеч, сделать неглубокий вдох через нос. Вместе с выдохом выбросить вперед руки, распрямляя их, как будто отталкивая что-то от себя и делая в это время длинный, продолжительный выдох.
Итак, можно сделать вывод, что игра на духовых инструментах очень полезна для здоровья ребёнка. Она укрепляет, оздоравливает систему дыхания, а также вылечивает некоторые болезни дыхательных путей. Хорошая музыка,как и здоровая пища,необходимы каждому человеку на протяжении всей жизни. Я полностью разделяю точку зрения выдающегося педагога В. А. Сухомлинского, который отметил: «Забота о здоровье-это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь,умственное развитие,прочность знаний,вера в свои силы»,-и верю,что моя работа способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся.