Татьяна Агибалова
АПО «Развитие музыкальных способностей дошкольников в образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Условия возникновения опыта.
Автор опыта работает в муниципальном автономном дошкольном общеобразовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №10 г. Шебекино Белгородской области», где реализовывается образовательная программа МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №10 г. Шебекино, Белгородской области» на 2014 – 2018 г, разработанная на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/. В то же время коллектив создаёт все возможные условия для формирования и развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих сохранение и укрепления здоровья и социальную успешность каждого ребёнка.
Темочки:
На сегодняшний день музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.
Имея, тридцатидвухлетний опыт работы в дошкольном учреждении и наблюдая за детьми в различных видах деятельности на музыкальных занятиях автор пришёл к выводу, что развитие музыкальных способностей в дошкольном возрасте - один из важнейших объектов исследования в детской психологии и в дошкольной педагогике. Музыкальные способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом
Результаты мониторинга музыкального развития дошкольников младшей группы (Приложение №1) в 2012 году по программе «От Рождения до школы» показали : высокий уровень – 10%, средний – 32,8%, низкий – 57,2%. Проведя анализ результатов автор выявила, что дети не проявляют эмоциональной отзывчивости, интереса, желания включиться в музыкальную деятельность, отказывается отвечать, молчат, не могут или не хотят выполнять задание, не называют музыкальные инструменты, не повторяют движения, не поют знакомые песенки. В результате диагностики выяснилось, что необходимо развивать музыкальные способности у дошкольников.
Актуальность опыта.
В настоящее время в связи с общей гуманизацией воспитания и образования проблема развития детских способностей приобретает все большее значение, поскольку усилия педагогов и психологов направлены на формирование гармонично развитой личности, максимально реализующей свой потенциал.
Для успешного решения данной проблемы большое значение, в том числе, имеет развитие музыкальных способностей, а также детской активности и самостоятельности. При этом большую роль отводят музыкальному искусству. Приобщение дошкольников к музыке вводит ребенка-дошкольника в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.
Музыкальное воспитание детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка.
Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. Каждая музыкальная способность связана с определенной стороной музыкальной деятельности и не может существовать сама по себе. Эта способность активного переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма.
Успешность данного процесса связана с возможностью проявления себя в музыкальной деятельности. Наиболее благоприятными в этом смысле являются такие виды деятельности, которые просты и доступны детям дошкольного возраста, не требуют специальной подготовки и долгого обучения, опираются на привычную форму игры.
Поэтому мы посчитали актуальным рассмотрение развития музыкальных способностей дошкольников, где используются различные виды деятельности.
Выше сказанное позволило нам выбрать темой нашего исследования «Развитие музыкальных способностей дошкольников в образовательной деятельности».
Педагогическая идея опыта.
Развитие музыкальных способностей детей в процессе целостного музыкального образования, предусматривающего создание психологического комфорта для каждого ребёнка в едином музыкально-развивающем пространстве ДОУ, семьи и социума.
Длительность работы над опытом.
Работа по данной теме велась 3 года.
1 этап – начальный (констатирующий) - сентябрь 2012 по май 2013г.
2 этап - основной (формирующий) – с сентября 2013 по май 2014г.
3 этап – заключительный (контрольный) – май 2015г.
На начальном этапе имело место обнаружение проблемы, анализ научно-методической литературы по развитию музыкальных способностей дошкольников, выбор диагностик и выявление уровня сформированности музыкальных способностей, непосредственно диагностика, разработка содержания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по развитию музыкальных способностей дошкольников, разработка перспективного плана.
Формирующий этап включил в себя работу по апробации педагогической модели развития музыкальных способностей дошкольников, изучение возможности интеграции различных видов искусств, создание системы работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности, развитие музыкальной грамотности родителей. (Приложение №3)
Заключительный этап включал контрольную диагностику, которая подтвердила успешность работы по развитию музыкальных способностей.
Диапазон опыта представлен системой совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.
Теоретическая база опыта.
Музыкально - творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др., основой музыкально - творческих способностей являются общие способности. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей : готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.
Главная особенность музыкально-творческих способностей — их развитие на основе восприятия художественного образа — музыки.
В музыкальной педагогике существует ряд теоретических и экспериментальных работ, где дается высокая оценка воспитательному значению творчества. Б. М. Теплов, например, считает, что любое творчество ребенка связано, прежде всего, с эмоциональным откликом на музыку, и оно чрезвычайно полезно в период начального обучения, когда закладываются основы ценностного отношения к музыке. Согласно мнению Н. А. Ветлугиной, творчество есть важное условие и средство развития способности образного видения.
Блестящим примером выявления возможностей музыкальной деятельности в развитии творческих музыкальных способностей служит опыт Б. Л. Яворского. Основные положения его работ следующие:
— все проявления творческой инициативы детей ценны, поэтому главная задача педагога — всемерно стимулировать их;
— важным средством активизации творческих способностей является комплекс всех видов музыкальной деятельности, когда дети могут проявить себя в самых различных направлениях;
— педагогическая ценность детского творчества заключена в самом процессе творчества.
Идеи Б. Л. Яворского нашли широкое воплощение в музыкальном воспитании дошкольников, где, например, музыкально-творческие способности формируются на основе игры на инструментах, движении, пении, декламации.
Исследуя музыкальное творчество, Б. В. Асафьев писал: «. единственным выходом, по существу оздоравливающим музыкальный детский инстинкт, является вызывание творческого дара: способности изобретения и комбинирования материала. Воспитывать же музыкально-творческие способности следует. потому, что каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает. Музыкальное творчество не проявляется только в сочинении "сложных музык", оно гораздо многообразнее и разветвлённее, чем кажется. Вызвать его — это значит, прежде всего, обратить у детей внимание на то, что они поют и играют, т. е. на музыкальный материал».
Говоря о формировании музыкальных способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать музыкальные творческие способности детей. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, мы тем самым будем способствовать расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности.
Новизна опыта.
Развития музыкальных способностей у дошкольников в различных видах деятельности, направленную на эстетизацию образовательной среды, гармонизацию личности с окружающим миром, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.
Опыт работы основан на материалах примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». / Под редакцией Н. Е. Вераксы, 2011г). В практической деятельности применялись : комплект игровых упражнений и действий Н. Ю. Галой «Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско – родительскими парами», учебно – методическое пособие Т. Н. Дороновой «Играют взрослые и дети»,сборник подвижных игр для занятий с детьми 2 – 7 лет», музыкальные занятия по программе «От рождения до школы» Е. Н. Арсениной, «Игровые занятия 2 – 3 лет» Д Н. Колдиной, «Праздники в детском саду» С. Н. Захаровой.
Опыт работы может быть реализован в дошкольных общеобразовательных учреждениях различного типа и вида для детей в возрасте от 2 до 6 лет.